Дранишников В.В. «В начале жизни школу помню я...» Наука и образование. 2009, № 10, c.156-161.
156 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой.. В. В. Дранишников «В начале жизни школу помню я...» Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь... Л. Пушкин Учился я плохо. Причин много: средние спо собности, пробелы в знаниях, так как часто болел, негативное влияние микросреды «двора», стесни тельность и другие обстоятельства. Мои друзья то же «звезд с неба не хватали». В их семьях было много горя. У большинства отцы погибли на фрон тах или пропали без вести. Некоторые вернулись калеками и безбожно пили... Во дворе, именно там происходили самые зна чимые для нас, подростков, события, хорошая уче ба, а уж тем более «прилежное поведение», не це нились. Получить прозвище «Гога», то есть стара тельный ученик или «маменькин сыночек» —было позором. Добиться уважения нашей компании можно бы ло смелостью, умением постоять за себя и товарища в драке. Драки происходили постоянно и иногда на поминали средневековые битвы без оружия. По раз маху их можно классифицировать так: драки один на один (явление ежедневное), дом на дом, улица на улицу, школа на школу, квартал на квартал. Но в драках были свои правила, своя этика. Например, дрались до первой крови, лежачих не били... Кроме того, мы соревновались не в учебе, а в том, кто первым прыгнет в сугроб с крыши двухэтажного деревянного дома, спустится с кру той ледяной горы на лыжах, дальше всех «улетит» с самодельного трамплина... Ценилось «мастерство» играть в футбол, хок кей (без коньков и льда мяч гоняли самодельными клюшками, вырезанными из берез, а в качестве во рот служили ступеньки подъездов нашего дома). Любили играть в городки. Их делали сами. Но самая уважаемая игра была «чеканка» (игра на деньги). Были «профи», которые за 1-2 часа опу стошали карманы, набитые мелочью. Зимой в каникулы «убивали время» за картами. Обычно играли «в козла». На стол ставили трех литровый чайник воды. Играли самые уважаемые. Остальные эмоционально болели и комментирова ли происходящее не очень приличными для книги выражениями. Проигравшие в течение новой игры должны были осушить чайник. Случалось, когда не везло, проигравшие выпивали 3-4 чайника на дво их. Это не просто. Приходилось бежать в туалет, вставлять в рот, ближе к горлу, два пальца и «осво бождать желудок». В играх было много жестокости. Например, про игравшего в безвинной игре «подкидного дурака» били колодой карт по носу, так что у пострадав шего невольно бежали слезы. В игре «вор, сыщик, судья, палач» провинившегося наказывали «горячи ми» и «холодными» ударами двух пальцев по руке. «Горячему» удару предшествовала процедура сма чивания руки слюной, что усиливало ударную силу. Били по 20-50 и более раз. После ударов рука сна чала краснела, потом появлялись синяк и опухоль. Тот, кого наказывали, должен не просто терпеть, но еще и улыбаться, показывая всем своим видом, что для него вся эта «экзекуция» сущий пустяк. Но ко гда он сам становился в процессе игры палачом, он мстил своему обидчику. Очень уважали мы «специалистов» по матер щине. Даже «соревнования» устраивали, «кто боль ше скажет ругательных слов». Помню как я уди вился, когда узнал, что есть раздел русского языка, который изучает «мат». Был еще один способ завоевания уважения на шей компании —талант «хохмить» на уроке. Выс шим проявлением этого «искусства» являлось уме ние задать такой глупый вопрос или сказать такую шутку или глупость, которые вызывали взрыв смеха всего класса, даже девчонок. И чем дольше класс не мог прийти в рабочее состояние, чем сильнее бы ла раздражена учительница, тем большее удоволь ствие испытывали шутник и однокашники. Часто шутки были глупыми и совершенно не смешны ми, а класс все равно взрывался смехом. Ради это го «эстрадного успеха» шли на большие жертвы: запись в дневник, удаление из класса, получение двойки, «визит» к директору или завучу и, самое неприятное, вызов в школу родителей. Теперь я понимаю, что такое поведение —это был, на уровне подсознания, способ снять уста лость и стрессовое состояние, которые возникали в полярную ночь от страха получить не только двой ку, но самое обидное, и это мы не прощали, уни зительную нотацию, сопровождающуюся оскорбле нием не только ученика, но часто и родителей. Примерно так комментировали учителя наши неудовлетворительные ответы: «Ты зачем ходишь в школу? Штаны просиживать? Государство на тебя, бездельника и разгильдяя, тратит огромные средства, а ты паразитируешь на теле общества. Интересно узнать, а куда смотрят твои родители? Я знаю, отец-то у тебя „партийный". Какой пример воспитания он показывает беспартийным? Вот мы напишем с директором письмо ему на работу, пусть его как следует пропесочат... Сразу вспомнит, что своих детей надо воспитывать!» «Задним умом» я понимаю, что часто нашими «жертвами» становились добрые, молодые, не ав торитарные учителя, которые искренне пытались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz