Дранишников В.В. «В начале жизни школу помню я...» Наука и образование. 2009, № 10, c.156-161.

156 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой.. В. В. Дранишников «В начале жизни школу помню я...» Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь... Л. Пушкин Учился я плохо. Причин много: средние спо­ собности, пробелы в знаниях, так как часто болел, негативное влияние микросреды «двора», стесни­ тельность и другие обстоятельства. Мои друзья то­ же «звезд с неба не хватали». В их семьях было много горя. У большинства отцы погибли на фрон­ тах или пропали без вести. Некоторые вернулись калеками и безбожно пили... Во дворе, именно там происходили самые зна­ чимые для нас, подростков, события, хорошая уче­ ба, а уж тем более «прилежное поведение», не це­ нились. Получить прозвище «Гога», то есть стара­ тельный ученик или «маменькин сыночек» —было позором. Добиться уважения нашей компании можно бы­ ло смелостью, умением постоять за себя и товарища в драке. Драки происходили постоянно и иногда на­ поминали средневековые битвы без оружия. По раз­ маху их можно классифицировать так: драки один на один (явление ежедневное), дом на дом, улица на улицу, школа на школу, квартал на квартал. Но в драках были свои правила, своя этика. Например, дрались до первой крови, лежачих не били... Кроме того, мы соревновались не в учебе, а в том, кто первым прыгнет в сугроб с крыши двухэтажного деревянного дома, спустится с кру­ той ледяной горы на лыжах, дальше всех «улетит» с самодельного трамплина... Ценилось «мастерство» играть в футбол, хок­ кей (без коньков и льда мяч гоняли самодельными клюшками, вырезанными из берез, а в качестве во­ рот служили ступеньки подъездов нашего дома). Любили играть в городки. Их делали сами. Но самая уважаемая игра была «чеканка» (игра на деньги). Были «профи», которые за 1-2 часа опу­ стошали карманы, набитые мелочью. Зимой в каникулы «убивали время» за картами. Обычно играли «в козла». На стол ставили трех­ литровый чайник воды. Играли самые уважаемые. Остальные эмоционально болели и комментирова­ ли происходящее не очень приличными для книги выражениями. Проигравшие в течение новой игры должны были осушить чайник. Случалось, когда не везло, проигравшие выпивали 3-4 чайника на дво­ их. Это не просто. Приходилось бежать в туалет, вставлять в рот, ближе к горлу, два пальца и «осво­ бождать желудок». В играх было много жестокости. Например, про­ игравшего в безвинной игре «подкидного дурака» били колодой карт по носу, так что у пострадав­ шего невольно бежали слезы. В игре «вор, сыщик, судья, палач» провинившегося наказывали «горячи­ ми» и «холодными» ударами двух пальцев по руке. «Горячему» удару предшествовала процедура сма­ чивания руки слюной, что усиливало ударную силу. Били по 20-50 и более раз. После ударов рука сна­ чала краснела, потом появлялись синяк и опухоль. Тот, кого наказывали, должен не просто терпеть, но еще и улыбаться, показывая всем своим видом, что для него вся эта «экзекуция» сущий пустяк. Но ко­ гда он сам становился в процессе игры палачом, он мстил своему обидчику. Очень уважали мы «специалистов» по матер­ щине. Даже «соревнования» устраивали, «кто боль­ ше скажет ругательных слов». Помню как я уди­ вился, когда узнал, что есть раздел русского языка, который изучает «мат». Был еще один способ завоевания уважения на­ шей компании —талант «хохмить» на уроке. Выс­ шим проявлением этого «искусства» являлось уме­ ние задать такой глупый вопрос или сказать такую шутку или глупость, которые вызывали взрыв смеха всего класса, даже девчонок. И чем дольше класс не мог прийти в рабочее состояние, чем сильнее бы­ ла раздражена учительница, тем большее удоволь­ ствие испытывали шутник и однокашники. Часто шутки были глупыми и совершенно не смешны­ ми, а класс все равно взрывался смехом. Ради это­ го «эстрадного успеха» шли на большие жертвы: запись в дневник, удаление из класса, получение двойки, «визит» к директору или завучу и, самое неприятное, вызов в школу родителей. Теперь я понимаю, что такое поведение —это был, на уровне подсознания, способ снять уста­ лость и стрессовое состояние, которые возникали в полярную ночь от страха получить не только двой­ ку, но самое обидное, и это мы не прощали, уни­ зительную нотацию, сопровождающуюся оскорбле­ нием не только ученика, но часто и родителей. Примерно так комментировали учителя наши неудовлетворительные ответы: «Ты зачем ходишь в школу? Штаны просиживать? Государство на тебя, бездельника и разгильдяя, тратит огромные средства, а ты паразитируешь на теле общества. Интересно узнать, а куда смотрят твои родители? Я знаю, отец-то у тебя „партийный". Какой пример воспитания он показывает беспартийным? Вот мы напишем с директором письмо ему на работу, пусть его как следует пропесочат... Сразу вспомнит, что своих детей надо воспитывать!» «Задним умом» я понимаю, что часто нашими «жертвами» становились добрые, молодые, не ав­ торитарные учителя, которые искренне пытались

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz