Дранишников В.В. «В начале жизни школу помню я...» Наука и образование. 2009, № 10, c.156-161.
В. В. Дранишников «В начале жизни школу помню я...» 159 и те, кто не виноваты, должны были стоять у сво их парт. Учительница в это время сидела за столом и проверяла тетрадки. Это было жестокое физическое наказание. Уста лые, голодные дети. Многие с ослабленным здоро вьем и хроническими заболеваниями. Мы переми налась с ноги на ногу, опирались на край парты. Ес ли кто-нибудь осмеливался присесть на край парты, сразу получал замечание. У нас не было сил даже нарушать дисциплину. Если бы учителя знали, какие недобрые чувства, какую злость и даже ненависть к ним испытывали в это время, они бы отказались от такого «метода воспитания». Самое удивительное, что ни мы, ни наши родители, которые знали о таком наказании, не протестовали. Вероятно считали, что с такими трудными детьми можно работать, используя и та кие методы воспитания. Но «высшим пилотажем» считалось умение со рвать занятие всей школы. Однажды в полярную ночь на первом уроке неожиданно погас весь свет. Шум, который возник в школьном здании, трудно описать, особенно «старались» ученики 5-7 клас сов. Мы орали: «Сапожники!» —и колотили крыш ками парт. Если бы нас спросили, в чей адрес мы направляем свой протест и недовольство, никто бы не ответил. Да и недовольства не было. Была общая радость, общее ликование. Каждая парта занималась своим любимым де лом. Сережка дружески колотил Светку книжкой по плечу, это на нашем языке означало, что она ему нравится. Та, кокетничая, жаловалась учительни це: «Ирина Сергеевна, а Снегирев дерется!» —«Она первая начала обезьянничать, как ,,макака“»... Мы с Мишкой из тонкой резины, засунув ее в рот, наду вали маленькие шарики, ударяли ими по парте, они взрывались, и раздавался сильный хлопок, от кото рого девчонки, к нашему большому удовольствию, вскрикивали: «Ой!» По классу летали бумажные са молетики. Парни с «камчатки» (это последняя парта каждого ряда) обстреливали девчонок горошинами из специальных трубок. А когда учительница вы шла из класса, чтобы узнать, когда же будет свет, началась «Полтавская битва». Воевал каждый про тив всех. По классу в полутьме летали книги, тет ради, пеналы, тряпки. Визг, грохот, крики, хохот... Тем временем мужская часть учительского кол лектива (физик, военрук, физкультурник, историк) под предводительством завхоза зажгли свечи и пы тались выяснить причину аварии. Они выкрутили старые и поставили новые пробки —свет не зажи гался. Директор вызвал «аварийку». Минут через 10 приехали профессиональные электрики и быст ро обнаружили поломку. Оказывается, кто-то из школьников (а еще гово рят, что советские дети плохо используют знания, полученные на уроках, в практической деятельно сти) в гнезда, куда вкручиваются пробки, положил пережеванные кусочки промокашки. Пока они были влажные, свет горел, а когда высохли, превратились в изолятор и «произошла авария»... Свет в классе вспыхнул так же неожиданно, как погас. Мгновенно наступила тишина. Мы сами бы ли ошарашены увиденным. Все парты, которые сто яли в 3-х ровных рядах, «отправились путешество вать» и теперь застыли в художественном беспоряд ке в разных концах класса. На полу валялись учеб ники, тетради, дневники (некоторые из них были порваны), бумаги, самолетики. Наша одежда, руки и даже лица были перепачканы мелом и чернилами. Все тяжело дышали, как спортсмены после затяж ного кросса по пересеченной местности. Минут тридцать под истеричные, возмущенные возгласы классного руководителя мы наводили по рядок в классе и приводили себя в «божеский вид». Следующий урок был посвящен теме «Кто, в чем виноват?» Следствие вела классный руко водитель: «Мохов, почему твое лицо было таким грязным, как у кочегара?» —Что Мохов? Опять Мохов! Я не виноват, что в мою «физю» тряпкой «зафитилили». —Что у тебя за язык: «физя», «зафитилили». Те бя где таким словам научили? —Все так говорят, Вы лишь ко мне придирае тесь. —Ты ответь на конкретный вопрос, кто в тебя бросил тряпку? —Да если бы я знал, Вы бы его по «фингалу» сразу определили! —Сметанина, ты же хорошая, послушная девоч ка из прекрасной семьи. Объясни мне, пожалуйста, почему твоя парта оказалась в другом конце класса? —Это мальчишки меня туда вместе с партой за тащили. —Кто конкретно? Ты не бойся, ничего они тебе не сделают. —Темно же было. А еще я лицо руками закры ла, потому что кто-то стрелял горошинами и могли попасть в глаза. —Объясните мне, наконец, почему же вы рвали свои книги, тетради, дневники? Класс наперебой закричал: «Мы не рвали, мы ими защищались!». —От кого? —Да, в темноте не видно... Все друг друга «ко лошматили». После долгого, эмоционального, веселого раз бирательства стало ясно, зачинщиков нет, виноваты все. Всех и наказали. Классный руководитель ска зал: «Достаньте дневники и запишите: в субботу в 19 часов состоится классное родительское собра ние». Мы, конечно, лукавили. К полутьме быстро при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz