Дранишников В.В. «В начале жизни школу помню я...» Наука и образование. 2009, № 10, c.156-161.

В. В. Дранишников «В начале жизни школу помню я...» 159 и те, кто не виноваты, должны были стоять у сво­ их парт. Учительница в это время сидела за столом и проверяла тетрадки. Это было жестокое физическое наказание. Уста­ лые, голодные дети. Многие с ослабленным здоро­ вьем и хроническими заболеваниями. Мы переми­ налась с ноги на ногу, опирались на край парты. Ес­ ли кто-нибудь осмеливался присесть на край парты, сразу получал замечание. У нас не было сил даже нарушать дисциплину. Если бы учителя знали, какие недобрые чувства, какую злость и даже ненависть к ним испытывали в это время, они бы отказались от такого «метода воспитания». Самое удивительное, что ни мы, ни наши родители, которые знали о таком наказании, не протестовали. Вероятно считали, что с такими трудными детьми можно работать, используя и та­ кие методы воспитания. Но «высшим пилотажем» считалось умение со­ рвать занятие всей школы. Однажды в полярную ночь на первом уроке неожиданно погас весь свет. Шум, который возник в школьном здании, трудно описать, особенно «старались» ученики 5-7 клас­ сов. Мы орали: «Сапожники!» —и колотили крыш­ ками парт. Если бы нас спросили, в чей адрес мы направляем свой протест и недовольство, никто бы не ответил. Да и недовольства не было. Была общая радость, общее ликование. Каждая парта занималась своим любимым де­ лом. Сережка дружески колотил Светку книжкой по плечу, это на нашем языке означало, что она ему нравится. Та, кокетничая, жаловалась учительни­ це: «Ирина Сергеевна, а Снегирев дерется!» —«Она первая начала обезьянничать, как ,,макака“»... Мы с Мишкой из тонкой резины, засунув ее в рот, наду­ вали маленькие шарики, ударяли ими по парте, они взрывались, и раздавался сильный хлопок, от кото­ рого девчонки, к нашему большому удовольствию, вскрикивали: «Ой!» По классу летали бумажные са­ молетики. Парни с «камчатки» (это последняя парта каждого ряда) обстреливали девчонок горошинами из специальных трубок. А когда учительница вы­ шла из класса, чтобы узнать, когда же будет свет, началась «Полтавская битва». Воевал каждый про­ тив всех. По классу в полутьме летали книги, тет­ ради, пеналы, тряпки. Визг, грохот, крики, хохот... Тем временем мужская часть учительского кол­ лектива (физик, военрук, физкультурник, историк) под предводительством завхоза зажгли свечи и пы­ тались выяснить причину аварии. Они выкрутили старые и поставили новые пробки —свет не зажи­ гался. Директор вызвал «аварийку». Минут через 10 приехали профессиональные электрики и быст­ ро обнаружили поломку. Оказывается, кто-то из школьников (а еще гово­ рят, что советские дети плохо используют знания, полученные на уроках, в практической деятельно­ сти) в гнезда, куда вкручиваются пробки, положил пережеванные кусочки промокашки. Пока они были влажные, свет горел, а когда высохли, превратились в изолятор и «произошла авария»... Свет в классе вспыхнул так же неожиданно, как погас. Мгновенно наступила тишина. Мы сами бы­ ли ошарашены увиденным. Все парты, которые сто­ яли в 3-х ровных рядах, «отправились путешество­ вать» и теперь застыли в художественном беспоряд­ ке в разных концах класса. На полу валялись учеб­ ники, тетради, дневники (некоторые из них были порваны), бумаги, самолетики. Наша одежда, руки и даже лица были перепачканы мелом и чернилами. Все тяжело дышали, как спортсмены после затяж­ ного кросса по пересеченной местности. Минут тридцать под истеричные, возмущенные возгласы классного руководителя мы наводили по­ рядок в классе и приводили себя в «божеский вид». Следующий урок был посвящен теме «Кто, в чем виноват?» Следствие вела классный руко­ водитель: «Мохов, почему твое лицо было таким грязным, как у кочегара?» —Что Мохов? Опять Мохов! Я не виноват, что в мою «физю» тряпкой «зафитилили». —Что у тебя за язык: «физя», «зафитилили». Те­ бя где таким словам научили? —Все так говорят, Вы лишь ко мне придирае­ тесь. —Ты ответь на конкретный вопрос, кто в тебя бросил тряпку? —Да если бы я знал, Вы бы его по «фингалу» сразу определили! —Сметанина, ты же хорошая, послушная девоч­ ка из прекрасной семьи. Объясни мне, пожалуйста, почему твоя парта оказалась в другом конце класса? —Это мальчишки меня туда вместе с партой за­ тащили. —Кто конкретно? Ты не бойся, ничего они тебе не сделают. —Темно же было. А еще я лицо руками закры­ ла, потому что кто-то стрелял горошинами и могли попасть в глаза. —Объясните мне, наконец, почему же вы рвали свои книги, тетради, дневники? Класс наперебой закричал: «Мы не рвали, мы ими защищались!». —От кого? —Да, в темноте не видно... Все друг друга «ко­ лошматили». После долгого, эмоционального, веселого раз­ бирательства стало ясно, зачинщиков нет, виноваты все. Всех и наказали. Классный руководитель ска­ зал: «Достаньте дневники и запишите: в субботу в 19 часов состоится классное родительское собра­ ние». Мы, конечно, лукавили. К полутьме быстро при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz