Дранишников В.В. «В начале жизни школу помню я...» Наука и образование. 2009, № 10, c.156-161.
158 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой.. Они ушли, плотно прикрыв за собой дверь. Как ни странно, класс даже не шумел, застыл в ожидании. Кто-то сказал: «Во, дают! Как в иностранном кино». Всем хотелось вскочить, открыть дверь и под смотреть, что же они там делают. Прошло всего 15-20 секунд. Дверь открылась, и «парочка» вер нулась в класс. Студентка так же мило улыбалась, а Сенька шел как ошпаренный. У него красными были не только щеки и шея, но даже уши. Выгля дел он смущенным, жалким, беспомощным. Учи тельница довела его до парты и как ни в чем ни бывало продолжила опрос. Мы еле дождались звонка, обступили «красав чика Смита» и, перебивая друг друга, засыпали во просами: «Ну, что там было? Что она тебе сказала? Ты почему стал красным, как вареный рак?» Сенька зло отвечал: «Да ни хрена она не ска зала! Что я вам, справочное бюро? Катитесь вы... подальше!». Растолкав нас, Сенька вышел в кори дор. На другой перемене мы изменили тактику: «Сень, а Сень, хочешь иностранную зажигалку? Се ня, у меня есть самодельная финка. Меняю амери канский фонарик на „тайну"». Но «красавчик Смит» был злым, молчаливым и «не кололся». Лишь через несколько месяцев, когда был Но вый год, мы стащили дома у родителей несколь ко бутылок вина, выпили, немножко «окосели» и Сенька, перемешивая слова с ругательствами, «раскололся»: «Она, видно, чокнутая. Дворовая девка! Он п...одну руку положила мне на грудь и прижала к стене. Сильная! А второй рукой „шари- ла“ у ширинки. Нащупала мое „хозяйство" и сказа ла, скривив рожу: „Фи! Я думала, ты жених, а у тебя еще „женилка" не выросла!" —и вытолкнула меня в класс...» Мы дружно захохотали. Сенька взахлеб, со сле зами на глазах доказывал и даже показывал нам, «сосункам», какая у него большая и хорошая «же нилка», как здорово он умеет ею пользоваться. «Ме ня настоящие бабы любят»,—кричал он, но его уже никто не слушал. Все смеялись, повторяли слово «женилка» и в разных вариантах «показывали» друг другу, как объяснялись в любви студентка и «кра савчик Смит». Никогда еще так Сеньку не унижа ли. Он раскидал нашу компанию, расквасив Вань ке нос, поставив «фингал» Косте, и ушел, хлопнув дверью. С того дня и на всю оставшуюся школьную жизнь за Сенькой закрепилась новая кличка. За гла за мы его звали только «женилка». И даже тяжелые кулаки не смогли уничтожить унизительную клич ку. Вспоминая этот эпизод школьной жизни, я до сих пор для себя не уяснил: такой «оригинальный» метод воспитания возник спонтанно, как импрови зация студентки в процессе урока, или это была хорошо продуманная «домашняя заготовка», может быть, результат коллективного «творчества» прак тикантов? А, может быть, студентка, которая всего на несколько лет была старше Сеньки, сама была из «трудных» подростков и хорошо знала их психо логию. .. Любимый способ срывать уроки назывался «мычание». Совершенно неожиданно любому из нас могла придти в голову «идея» —«помычать». Ее все с энтузиазмом поддерживали. На очередном уроке, обычно при объяснении нового материала, как только учительница поворачивалась к классу спиной, чтобы писать на доске, начиналось друж ное мычание: м-м-м-м-м... Этот звук произносил ся тихо, монотонно, не раскрывая рта. Когда учи тельница поворачивалась к нам, звук прекращался. На 2-3 раз терпение учительницы кончалось, и она решительно заявляла: «Если Вы не прекратите это безобразие, я перенесу урок на шестой час, а в суб боту будет проведено родительское собрание». Угрозы всегда действовали на нас возбуждаю ще. Мы начинали дружно, громко мычать, не до жидаясь, когда училка повернется спиной к классу. Она наугад называла фамилию одного из «шуст рых» парней: «Синцов! Встань!» Тот вставал.—«Ты что, корова? Почему мычишь?!» —Синцов, улыба ясь «шесть на девять», с достоинством встает и по ясняет: «Это не я! Слышите?» —Класс тем време нем усиливает мычание.—«И потом, почему я ко рова, а не бык?» Реакция учителей на такое поведение была раз ная. Одни спокойно говорили: «Соскучились по контрольной? Отвечая на многочисленные прось бы „некоторых товарищей", проведем!» Раздавали листочки бумаги и с ходу придумывали задания. «Музыка» сразу шла на убыль! Плохих оценок бо ялись не только девчонки, но и некоторые парни. Другие садились за стол проверять тетради, небрежно бросив: «Проведем урок на шестом ча су». Самый неприятный для класса вариант разви тия событий, когда выведенная из себя учитель ница звала на помощь директора или завуча. Ад министрация, в нашем понимании,—люди особого, высокого ранга. Это —реальная власть, которую мы признавали. Именно они решали самые главные во просы: вызов на педсовет, на общешкольное роди тельское собрание, временное исключение из шко лы, оформляли письма на производство родителям. Когда входил директор или завуч, все смолкали. Администрация нотации не читала. Звучала обыч ная фраза: «Выявить зачинщиков и направить ко мне. Урок провести после уроков и наказать остав лением в классе на седьмой час». Такой метод наказания в учебниках педагогики не значится. Это «открытие» мурманских учителей 50-х годов. Суть его: за серьезное нарушение дисци плины класс оставляли на шестой и даже седьмой урок. Час или два часа подростки, и тот кто виноват,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz