Дранишников В.В. «В начале жизни школу помню я...» Наука и образование. 2009, № 10, c.156-161.

В. В. Дранишников «В начале жизни школу помню я...» 157 нам помочь. А мы на них, это было проще, сры­ вали злость за неуспеваемость и за свои конфликты с учителями несправедливыми, злыми, равнодуш­ ными. У каждого из нас были свои индивидуальные способы выведения учителей из себя и разный уро­ вень умения хамить. Жора Титов обычно прикидывался «глухим, ту­ пым валенком», все переспрашивал или просил: «Непонятно, объясните, пожалуйста, еще раз». «Что конкретно тебе непонятно»,—спрашива­ ла учительница. «Все не понятно»,—говорил Жор­ ка. Учительница обычно после 2-3 повтора дога­ дывалась, что он «придуривается», и просила его выйти из класса. И тогда Жорка начинал скулить: «Я в школу пришел учиться, а мне не дают. Я не ви­ новат, что плохо слышу и поэтому не все понимаю. Что мне делать в туалете? Там старшеклассники меня курить научат». После этих слов класс взрывался от хохота, так как все знали, что он с первого класса курит и от него несет махрой за несколько метров. Даже гвоз­ дика, которую он жует, не может полностью убить запах табака. Получив эмоциональную поддержку класса, он входит в роль и начинает взахлеб рассказывать, чем занимаются старшеклассники в туалете. Его пы­ тается учительница остановить: «Хватит болтать! Нам это не интересно». В ответ раздаются голоса: «Вера Ивановна, пусть расскажет!» Тогда взбешенная учительница берет Жорку за шиворот и тащит к двери. Жорка сопротивляется и успевает досказать: «Они пишут на стенках мелом и чернилами нецензурные слова, рисуют раздетых дяденек с тетеньками и поют ху­ лиганские песни...». Спектакль кончается тем, что Жорку выталкивают из класса и учительница объ­ являла свой «приговор»: «Без родителей на урок не пущу!». Учился в нашем классе Сенька Стеклов —рос­ лый красивый парень. Правда, «учился» —сильно сказано, так как он был третьегодник и скорее не учился, а присутствовал на уроках. Это не меша­ ло ему быть кумиром девчонок. Мы его прозвали «красавчик Смит». В Сеньку были влюблены почти все девчонки не только нашего, но и старших клас­ сов школы. На него даже заглядывались взрослые женщины. Им дела не было до того, что «красав­ чик Смит» не знает таблицы умножения, а читает по слогам. На уроках молоденьких учителей он использо­ вал свой «индивидуальный» прием срыва урока. Выпучив зеленоватые, темные глазища с поволо­ кой, с длинными, как у женщин, ресницами, Сенька начинал в упор снизу вверх рассматривать «жерт­ ву», нахально улыбаясь. Очень быстро учительница начинала «чувство­ вать» его пристальный, наглый взгляд и пыталась понять причину: с опаской оглядывала свою одеж­ ду (может, запачкалась, что-то прилипло к платью или расстегнулось...). Класс дружно реагировал на эту «дуэль». Мальчишки тоже начинали многозна­ чительно улыбаться. Реакция учителей была разная. Некоторые до­ верительно спрашивали Сеньку: «Я что-нибудь не так сказала?» «Красавчик Смит» был «на седьмом небе» от того, что на него обратили внимание, по­ бедоносно, медленно оглядывал класс и снисходи­ тельно баском говорил: «Да нет, все нормалек, все точно, как в аптеке, пожалуйста, продолжайте». Это вызывало взрыв смеха, а учительница с трудом «до­ мучивала» урок. Другие делали вид, что не обраща­ ли на него внимания, и как ни в чем не бывало, вели урок. Третьи прерывали его «кокетство» банальной фразой: «Ты что, Стеклов, просишься к доске? Ну, пожалуйста. Расскажи нам...» Получив единицу за отказ отвечать, «красавчик Смит» сникал и перехо­ дил к занятию «живописью»: рисовал, и это у него неплохо получалось, карикатуры на учительницу, обычно в обнаженном виде. Но это уже было «его личное дело» и не мешало вести урок. Но однажды у Сеньки вышел настоящий «про­ кол», хотя сначала все складывалось прекрасно. На практику в очередной раз пришли студентки учи­ тельского института. Уроки у них были не очень ин­ тересные. Практиканты волновались, нетвердо зна­ ли материал. Одно хорошо —меньше ставили двоек. Я им всегда сочувствовал... но, конечно, если была возможность похохмить —кто же от этого отказы­ вался. Часто «пошухарить» на уроках студентов не уда­ валось, так как на последней парте сидел препода­ ватель института или опытная учительница. Иногда они сидели вдвоем. При них Сенька был «тише воды, ниже травы». Мечтал, лишь бы пронесло и не вызывали к доске. Только самым способным студентам в конце прак­ тики доверяли одним вести уроки. Как-то раз в начале практики в класс пришла студентка одна, «без охраны», и стала энергично вести урок: «Давайте вспомним материал, который проходили на прошлом уроке...». «Красавчик Смит» расцвел от счастья, предвку­ шая, что наконец-то он весь урок будет в центре внимания. Сенька открыл крышку парты, развер­ нулся боком, выставил ноги в проход, закинув одну на другую, и заулыбался. Студентка сразу обратила на него внимание, то­ же заулыбалась, подошла к нему и ласково попро­ сила: «Молодой человек,—мы все опешили от этих слов, так как в шестых классах школьников так не называют,—пожалуйста, помогите мне». Когда Сенька встал, она взяла его под ручки и повела к выходу из класса. «Красавчик Смит» шел с гордо поднятой голо­ вой. Знай наших! Мы открыли рты от удивления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz