Дранишников, В. В. О чудесах // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 16-18.

16 Духовность и время В. В. Дранишников О чудесах На свете много разного Горацио, Чего не знают наши мудрецы... У. Шекспир Ни в молодые, ни в зрелые годы я не верил в чудеса. И не случайно: образование у меня мате­ риалистическое, воспитание атеистическое. Сейчас стыдно вспоминать, как я в школьные годы «заму­ чил» бабушку, которая была верующей, доказывая «с пеной у рта», что человек произошел от обезья­ ны, что «религия —опиум народа», а церковнослу­ жители —проходимцы, развратники, пьяницы, дар­ моеды. .. Ведь так говорила сама учительница! Много лет прошло пока я не осознал, как страш­ но, когда недостаточно образованные и плохо вос­ питанные люди (возраст здесь не имеет значения), не понимая сути сложнейших, противоречивых, до конца не осмысленных явлений, злоупотребляя сво­ ей убежденостью и плохо управляемой эмоциональ­ ностью, не только мешают постигать истину, но и, нередко, наносят тяжелые душевные травмы своим оппонентам. А это часто близкие, дорогие люди... Переоценка мировозренческих ценностей про­ исходила постепенно в процессе знакомства с трудами религиозных философов —В. С. Соловье­ ва, П. Я. Чаадаева, Н. Ф. Федорова, Г. Н. Федотова, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. Особенно большое влияние на меня оказали рабо­ ты Ивана Александровича Ильина. Если бы с его творчеством я познакомился не в зрелые, а в сту­ денческие годы, то не совершил бы в жизни мно­ гих ошибок. В трудах религиозного философа жи­ тейской, светской мудрости и педагогических идей оказалось гораздо больше, чем во многих советских и постсоветских учебниках по педагогике... Я думаю, каждый многократно в жизни встре­ чался с необычными явлениями, которые невозмож­ но объяснить с позиций материализма. Но я долгое время был убежден: все чудеса имеют материали­ стическое происхождение, просто наука пока не да­ ла на них ответы. На определенном этапе жизни, ко­ гда накопилось этих чудес достаточно много, меня перестало удовлетворять такое объяснение. Посте­ пенно сформировалось убеждение, что «чудеса» — это очень серьезная проблема. Не случайно, вот уже десять лет трудится специ­ альная рабочая группа по описанию чудесных зна­ мений в Русской Православной Церкви. Председа­ телем этой Экспертной группы является профессор, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, внук известного в православии священника, философа П. А. Флоренского —Павел Флоренский. Интересен состав исследователей —это богословы и ученые —не священники, которые анализируют чудеса чисто научными методами1. Эти и другие исследователи пока не сумели раскрыть природу чудес, но одну из мыслей Павла Флоренского мне хочется напомнить: «...Необъяснимость не являет­ ся критерием чуда. Критерием чуда является благо­ дать!» Масштабы чудес бывают разные. Некоторые из них, например, целебные свойства «святой воды», «мирроточение», «слезоточение» на иконах, «об­ новление» древних икон (когда в церкви почер­ невшая икона вдруг начинает блестеть как новая), «удвоение икон» (видимое отражение икон на стек­ ле), явление Благодатного Огня в Иерусалимском храме в Великую Субботу и др. широко известны огромному количеству людей и верующих, и атеи­ стов. Но бывают чудеса, с которыми люди сталки­ ваются индивидуально. Их невозможно зафикси­ ровать, свидетелей нет, а свершившееся событие необъяснимо. В природе таких чудес разобраться бывает еще труднее. Расскажу лишь о нескольких событиях, которые произошли со мной в разные годы и для которых у меня до сих пор нет вразумительных объяснений. Первая история такова. Мальчишкой я неплохо плавал. Занимался в старом маленьком бассейне, который находился в Доме междурейсового отды­ ха моряков. Особых спортивных результатов не до­ стиг, но имел второй взрослый разряд в плавании брассом и третий в плавании кролем. В то лето я от­ дыхал в Липецкой области на берегу небольшой ре­ ки. Один ее берег был пологий, а другой —крутой, заросший деревьями. Под водой крутого берега бы­ ли глубокие норы, в которых водились раки. Однажды под вечер, когда стала теплее вода, я взял большое ведро и отправился «на промы­ сел». Нырнул. Сразу у входа в нору поймал рака. Мне этого показалось мало, и я стал протискивать­ ся в углубление... Свободной рукой нащупал новую добычу, но рак ускользнул. Пытаясь его догнать, я с трудом сквозь корни деревьев углублялся в уз­ кое отверстие. Наконец я прижал рака ко дну, схва­ тил его за панцирь и, довольный удачей, попытал­ ся выбраться наружу. И тут с ужасом ощутил, что корни деревьев, уперлись в лопатки, в ребра и не дают двигаться. Мгновенно оценил ситуацию, по­ нял опасность. Выпустил раков и, упершись руками в дно, пытался выкарабкаться из «плена». Нарастал страх от безысходности положения. Я прикинул, сколько секунд еще смогу продержаться без возду­ ха. Сделал паузу, собрал все силы и рванул наверх. Не получилось. Подумал: «Ну вот и все...» Вспом­ нил родителей, брата, друзей. Как в кино, промельк­ нула в сознании вся моя жизнь... В висках стучала 1 См.: Павел Флоренский «Много чудес мы еще не можем объяснить...» (беседа с академиком РАЕН Павлом Флоренским корре­ спондента «Комсомольской правды» Анны Велигжаниной // «Комсомольская правда», 8-15 января, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz