Дранишников, В. В. О чудесах // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 16-18.
16 Духовность и время В. В. Дранишников О чудесах На свете много разного Горацио, Чего не знают наши мудрецы... У. Шекспир Ни в молодые, ни в зрелые годы я не верил в чудеса. И не случайно: образование у меня мате риалистическое, воспитание атеистическое. Сейчас стыдно вспоминать, как я в школьные годы «заму чил» бабушку, которая была верующей, доказывая «с пеной у рта», что человек произошел от обезья ны, что «религия —опиум народа», а церковнослу жители —проходимцы, развратники, пьяницы, дар моеды. .. Ведь так говорила сама учительница! Много лет прошло пока я не осознал, как страш но, когда недостаточно образованные и плохо вос питанные люди (возраст здесь не имеет значения), не понимая сути сложнейших, противоречивых, до конца не осмысленных явлений, злоупотребляя сво ей убежденостью и плохо управляемой эмоциональ ностью, не только мешают постигать истину, но и, нередко, наносят тяжелые душевные травмы своим оппонентам. А это часто близкие, дорогие люди... Переоценка мировозренческих ценностей про исходила постепенно в процессе знакомства с трудами религиозных философов —В. С. Соловье ва, П. Я. Чаадаева, Н. Ф. Федорова, Г. Н. Федотова, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. Особенно большое влияние на меня оказали рабо ты Ивана Александровича Ильина. Если бы с его творчеством я познакомился не в зрелые, а в сту денческие годы, то не совершил бы в жизни мно гих ошибок. В трудах религиозного философа жи тейской, светской мудрости и педагогических идей оказалось гораздо больше, чем во многих советских и постсоветских учебниках по педагогике... Я думаю, каждый многократно в жизни встре чался с необычными явлениями, которые невозмож но объяснить с позиций материализма. Но я долгое время был убежден: все чудеса имеют материали стическое происхождение, просто наука пока не да ла на них ответы. На определенном этапе жизни, ко гда накопилось этих чудес достаточно много, меня перестало удовлетворять такое объяснение. Посте пенно сформировалось убеждение, что «чудеса» — это очень серьезная проблема. Не случайно, вот уже десять лет трудится специ альная рабочая группа по описанию чудесных зна мений в Русской Православной Церкви. Председа телем этой Экспертной группы является профессор, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, внук известного в православии священника, философа П. А. Флоренского —Павел Флоренский. Интересен состав исследователей —это богословы и ученые —не священники, которые анализируют чудеса чисто научными методами1. Эти и другие исследователи пока не сумели раскрыть природу чудес, но одну из мыслей Павла Флоренского мне хочется напомнить: «...Необъяснимость не являет ся критерием чуда. Критерием чуда является благо дать!» Масштабы чудес бывают разные. Некоторые из них, например, целебные свойства «святой воды», «мирроточение», «слезоточение» на иконах, «об новление» древних икон (когда в церкви почер невшая икона вдруг начинает блестеть как новая), «удвоение икон» (видимое отражение икон на стек ле), явление Благодатного Огня в Иерусалимском храме в Великую Субботу и др. широко известны огромному количеству людей и верующих, и атеи стов. Но бывают чудеса, с которыми люди сталки ваются индивидуально. Их невозможно зафикси ровать, свидетелей нет, а свершившееся событие необъяснимо. В природе таких чудес разобраться бывает еще труднее. Расскажу лишь о нескольких событиях, которые произошли со мной в разные годы и для которых у меня до сих пор нет вразумительных объяснений. Первая история такова. Мальчишкой я неплохо плавал. Занимался в старом маленьком бассейне, который находился в Доме междурейсового отды ха моряков. Особых спортивных результатов не до стиг, но имел второй взрослый разряд в плавании брассом и третий в плавании кролем. В то лето я от дыхал в Липецкой области на берегу небольшой ре ки. Один ее берег был пологий, а другой —крутой, заросший деревьями. Под водой крутого берега бы ли глубокие норы, в которых водились раки. Однажды под вечер, когда стала теплее вода, я взял большое ведро и отправился «на промы сел». Нырнул. Сразу у входа в нору поймал рака. Мне этого показалось мало, и я стал протискивать ся в углубление... Свободной рукой нащупал новую добычу, но рак ускользнул. Пытаясь его догнать, я с трудом сквозь корни деревьев углублялся в уз кое отверстие. Наконец я прижал рака ко дну, схва тил его за панцирь и, довольный удачей, попытал ся выбраться наружу. И тут с ужасом ощутил, что корни деревьев, уперлись в лопатки, в ребра и не дают двигаться. Мгновенно оценил ситуацию, по нял опасность. Выпустил раков и, упершись руками в дно, пытался выкарабкаться из «плена». Нарастал страх от безысходности положения. Я прикинул, сколько секунд еще смогу продержаться без возду ха. Сделал паузу, собрал все силы и рванул наверх. Не получилось. Подумал: «Ну вот и все...» Вспом нил родителей, брата, друзей. Как в кино, промельк нула в сознании вся моя жизнь... В висках стучала 1 См.: Павел Флоренский «Много чудес мы еще не можем объяснить...» (беседа с академиком РАЕН Павлом Флоренским корре спондента «Комсомольской правды» Анны Велигжаниной // «Комсомольская правда», 8-15 января, 2009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz