Дранишников, В. В. Добрый чудак : (о мурманском учителе-книголюбе Н. П. Трунине) // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 171-176.

В. В. Дранишников Добрый чудак (о мурманском учителе-книголюбе Н. П. Трунине) 173 Фонды музея помогли пополнить ветераны пе­ дагогического труда, к которым мы обратились с просьбой через газету «Полярная правда». Пер­ выми откликнулись М. П. Игнатьева, Н. И. Аве­ рин, Н. И. Чекушкина, Р. М. Краснова, Н. И. Полте- ва, К. Н. Петров и многие другие. Николай Петрович не мог остаться в стороне от этого доброго дела. В это время директором музея стала Е. Ф. Дудакова, а я на общественных началах остался его куратором. Елена Федоровна, опытный музейный работник, профессионально организовала учет, оформление и хранение основного и вспомо­ гательного фондов, обогатила содержание, формы и методы работы. Музей стал занимать значительное место в учебно-воспитательном процессе института. Большую роль в восстановлении моих друже­ ских отношений с Н. П. Труниным сыграла атмосфе­ ра взаимопонимания, доброжелательности, энтузи­ азма, которая царила в музее. Особенно теплые дружеские отношения возник­ ли у Н. П. Трунина с Е. Ф. Дудаковой и Юрием Во­ ронцовым. Они ходили друг к другу в гости, на вы­ ставки, презентации книг. Не случайно очень скоро одним из самых больших и ценных комплексов, по­ священных ветеранам педагогического труда, стал комплекс Николая Петровича Трунина. Я остановлюсь лишь на некоторых документах, переданных музею Заслуженным учителем РСФСР Н. П. Труниным. Они постоянно находятся в витри­ нах. Это портреты родителей: отец —Петр Алексе­ евич, до революции он был учителем-псаломщиком (1891-1959), мать —Ольга Николаевна (1893-1961); «Тетрадь по гигиене», записанная Петром Алексее­ вичем, вероятно, на каких-то курсах в сентябре 1906 года, и т. д. Особенно интересны экзаменационные работы учеников 4 класса Нестеровского училища Павла Коновалова по арифметике и Павла Дервинского по русскому языку с экзаменов, прошедших в марте 1917 года. Вот, к примеру, диктант, написанный каллигра­ фическим почерком «Сиротка Груня»: Отец Груни достатки имел хорошие и жил душа в душу с молодой женой, не нарадуясь на подраста­ ющую Груню. Дети у них не жили, одну ее сохранил Господь, и крепко любили родители белокурую дочку. Поехали отец с матерью в Нижний на ярмарку, там у них лавка в ГЦепяном ряду была, взяли и доч­ ку с собой в город. Год был тяжелый: холера валила на ярмарке народ. Разом у Груни отец с матерью заболели и свезли их в больницу, там они и отдали душу Богу. Одна-одинешенька, среди чужих людей, осталась девятилетняя Груня. Интересно, что диктант оценивала комиссия из пяти учителей. Каждый из них ставил оценку инди­ видуально и расписывался. А потом была выведена общая отметка «пятерка». Каждый приход Н. П. Трунина в музей озна­ чал пополнение фондов. Назову только несколько подарков Николая Петровича, которые экспониру­ ются в музее: старинный деревянный письменный прибор, чернильница-непроливашка, гусиное перо... А нам с Еленой Федоровной он приносил в подарок книги из своей уникальной библиотеки. Особенно тесно сотрудничал Н. П. Трунин с му­ зеем МГПУ в конце 90-х годов. В это время В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова и я работали над книгой «История народного образования Кольско­ го края». Николай Петрович, зная об этом, по сво­ ей инициативе не только давал ценные советы, но, главное, приносил документы, воспоминания вете­ ранов педагогического труда, приводил в музей для беседы нужных людей, свидетелей и участников ис­ тории образования края: бывших учителей, работ­ ников школ, гороно и облоно. Поскольку он был од­ ним из героев монографии, нам удалось узнать мно­ гие подробности и о личной жизни Николая Петро­ вича Трунина. Еще раз оценили душевную красоту и внутреннюю силу этого человека. Судьба была исключительно жестока и неспра­ ведлива к Николаю Петровичу. Всю жизнь его оби­ жали и власть, и равнодушные люди. Судите сами. Н. П. Трунин родился в 1920 г. в старинном го­ родке Елатьма на Рязанщине. Там его родовые кор­ ни. В Елатьме жил и дед, служивший помощником управляющего в помещичьем имении. После рево­ люции во время пожара ему удалось спасти часть господской библиотеки. Конфликты с новой вла­ стью были и у отца, и у сына. И понятно почему. Отец Петр Алексеевич был священником. Отноше­ ние к церкви, к священнослужителям в 20-30-е годы у советской власти было открыто враждебное —как к идеологическим врагам. В дом неоднократно при­ ходили с обысками, допрашивали. Отцу хотелось любой ценой спасти ценные книги просвещенного помещика. Петр Алексеевич укладывал их в меш­ ки и, рискуя жизнью, так как в стране процветало доносительство, прятал их по соседям. Наверное, тогда и зародилась у сына не прохо­ дящая любовь к книгам как к величайшей духовной ценности. Редкие уникальные издания этой библио­ теки и составили основу коллекции книг Николая Петровича. Жизнь шла своим чередом. Население прити­ ралось к новой власти, привыкало к новой жизни. Классик марксизма-ленинизма справедливо сказал: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от об­ щества». Уже юношей Н. П. Трунин проявил пре­ красные человеческие качества: трудолюбие, чест­ ность, бескорыстность, обязательность. У него бы­ ли хорошие способности. Заслуженно его приняли в комсомол. Но потом, в период одной из «чисток» политических организаций, за социальное проис­ хождение Николая Петровича с позором исключи­ ли из комсомола. Это была первая горькая обида в длинном ряду несправедливого отношения окру­ жающих к Н. П. Трунину. Да и на фронт Николай Петрович попал не как все. «После окончания школы поступил в Казанский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz