Дранишников, В. В. Добрый чудак : (о мурманском учителе-книголюбе Н. П. Трунине) // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 171-176.
В. В. Дранишников Добрый чудак (о мурманском учителе-книголюбе Н. П. Трунине) 173 Фонды музея помогли пополнить ветераны пе дагогического труда, к которым мы обратились с просьбой через газету «Полярная правда». Пер выми откликнулись М. П. Игнатьева, Н. И. Аве рин, Н. И. Чекушкина, Р. М. Краснова, Н. И. Полте- ва, К. Н. Петров и многие другие. Николай Петрович не мог остаться в стороне от этого доброго дела. В это время директором музея стала Е. Ф. Дудакова, а я на общественных началах остался его куратором. Елена Федоровна, опытный музейный работник, профессионально организовала учет, оформление и хранение основного и вспомо гательного фондов, обогатила содержание, формы и методы работы. Музей стал занимать значительное место в учебно-воспитательном процессе института. Большую роль в восстановлении моих друже ских отношений с Н. П. Труниным сыграла атмосфе ра взаимопонимания, доброжелательности, энтузи азма, которая царила в музее. Особенно теплые дружеские отношения возник ли у Н. П. Трунина с Е. Ф. Дудаковой и Юрием Во ронцовым. Они ходили друг к другу в гости, на вы ставки, презентации книг. Не случайно очень скоро одним из самых больших и ценных комплексов, по священных ветеранам педагогического труда, стал комплекс Николая Петровича Трунина. Я остановлюсь лишь на некоторых документах, переданных музею Заслуженным учителем РСФСР Н. П. Труниным. Они постоянно находятся в витри нах. Это портреты родителей: отец —Петр Алексе евич, до революции он был учителем-псаломщиком (1891-1959), мать —Ольга Николаевна (1893-1961); «Тетрадь по гигиене», записанная Петром Алексее вичем, вероятно, на каких-то курсах в сентябре 1906 года, и т. д. Особенно интересны экзаменационные работы учеников 4 класса Нестеровского училища Павла Коновалова по арифметике и Павла Дервинского по русскому языку с экзаменов, прошедших в марте 1917 года. Вот, к примеру, диктант, написанный каллигра фическим почерком «Сиротка Груня»: Отец Груни достатки имел хорошие и жил душа в душу с молодой женой, не нарадуясь на подраста ющую Груню. Дети у них не жили, одну ее сохранил Господь, и крепко любили родители белокурую дочку. Поехали отец с матерью в Нижний на ярмарку, там у них лавка в ГЦепяном ряду была, взяли и доч ку с собой в город. Год был тяжелый: холера валила на ярмарке народ. Разом у Груни отец с матерью заболели и свезли их в больницу, там они и отдали душу Богу. Одна-одинешенька, среди чужих людей, осталась девятилетняя Груня. Интересно, что диктант оценивала комиссия из пяти учителей. Каждый из них ставил оценку инди видуально и расписывался. А потом была выведена общая отметка «пятерка». Каждый приход Н. П. Трунина в музей озна чал пополнение фондов. Назову только несколько подарков Николая Петровича, которые экспониру ются в музее: старинный деревянный письменный прибор, чернильница-непроливашка, гусиное перо... А нам с Еленой Федоровной он приносил в подарок книги из своей уникальной библиотеки. Особенно тесно сотрудничал Н. П. Трунин с му зеем МГПУ в конце 90-х годов. В это время В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова и я работали над книгой «История народного образования Кольско го края». Николай Петрович, зная об этом, по сво ей инициативе не только давал ценные советы, но, главное, приносил документы, воспоминания вете ранов педагогического труда, приводил в музей для беседы нужных людей, свидетелей и участников ис тории образования края: бывших учителей, работ ников школ, гороно и облоно. Поскольку он был од ним из героев монографии, нам удалось узнать мно гие подробности и о личной жизни Николая Петро вича Трунина. Еще раз оценили душевную красоту и внутреннюю силу этого человека. Судьба была исключительно жестока и неспра ведлива к Николаю Петровичу. Всю жизнь его оби жали и власть, и равнодушные люди. Судите сами. Н. П. Трунин родился в 1920 г. в старинном го родке Елатьма на Рязанщине. Там его родовые кор ни. В Елатьме жил и дед, служивший помощником управляющего в помещичьем имении. После рево люции во время пожара ему удалось спасти часть господской библиотеки. Конфликты с новой вла стью были и у отца, и у сына. И понятно почему. Отец Петр Алексеевич был священником. Отноше ние к церкви, к священнослужителям в 20-30-е годы у советской власти было открыто враждебное —как к идеологическим врагам. В дом неоднократно при ходили с обысками, допрашивали. Отцу хотелось любой ценой спасти ценные книги просвещенного помещика. Петр Алексеевич укладывал их в меш ки и, рискуя жизнью, так как в стране процветало доносительство, прятал их по соседям. Наверное, тогда и зародилась у сына не прохо дящая любовь к книгам как к величайшей духовной ценности. Редкие уникальные издания этой библио теки и составили основу коллекции книг Николая Петровича. Жизнь шла своим чередом. Население прити ралось к новой власти, привыкало к новой жизни. Классик марксизма-ленинизма справедливо сказал: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от об щества». Уже юношей Н. П. Трунин проявил пре красные человеческие качества: трудолюбие, чест ность, бескорыстность, обязательность. У него бы ли хорошие способности. Заслуженно его приняли в комсомол. Но потом, в период одной из «чисток» политических организаций, за социальное проис хождение Николая Петровича с позором исключи ли из комсомола. Это была первая горькая обида в длинном ряду несправедливого отношения окру жающих к Н. П. Трунину. Да и на фронт Николай Петрович попал не как все. «После окончания школы поступил в Казанский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz