Дранишников, В. В. Добрый чудак : (о мурманском учителе-книголюбе Н. П. Трунине) // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 171-176.

172 Ученые и деятели народного образования Кольского края стен далеко за пределами Мурманской области. За­ служенный учитель РСФСР, прекрасный методист института усовершенствования учителей, но глав­ ное, увлеченный коллекционер книг, владеющий од­ ной из лучших личных библиотек в России. Каждая книга этой уникальной библиотеки имела свою ин­ тересную историю. Многие из них были подарками авторов с теплыми автографами. Николай Петрович дружил с писателями, музейными работниками, ис­ кусствоведами. С большим удовольствием в течение нескольких десятилетий талантливо и бескорыстно он выступал с рассказами о писателях, их творческой деятельно­ сти, о своей библиотеке в самых различных ауди­ ториях —от школьной до вузовской. Николай Пет­ рович владел редким даром говорить добрые слова о том, что ему нравится, и о тех, кто ему нравится. Н. П. Трунин с восторгом наговорил много ком­ плиментов о нашем школьном краеведческом му­ зее и подарил очень ценную, нужную для учитель­ ской работы книгу журналиста «Комсомолки» Васи­ лия Пескова «Отечество» с прекрасными очерками о природе, наших современниках, которые проил­ люстрированы авторскими фотографиями. В те го­ ды купить книги В. Пескова можно было лишь по блату или втридорога на черном рынке. Николай Петрович дружил с журналистом и да­ же умудрялся посылать Василию Михайловичу ста­ тьи, которые публиковались местными издатель­ ствами, а автор об этом даже не знал. Книга дорога мне и надписью Н. П. Трунина: «Вячеславу Васильевичу Дранишникову как ново­ годний подарок и в знак уважения за музейную рабо­ ту». Далее —неповторимая витиеватая трехэтажная подпись Трунина. А еще наверху обложки необыч­ ный трунинский экслибрис. Эта книга и сегодня занимает в моей домашней библиотеке значимое место, правда, от частого ис­ пользования ее на школьных уроках и вузовских лек­ циях она потеряла товарный вид. Я с удивлением узнал, что известный книго­ люб неоднократно посещал наш школьный музей, и один, и приводил группы учителей. Он похвалил школьников-экскурсоводов за профессионализм, за то, что они были настоящими хозяевами музея. Ни­ колаю Петровичу понравились предметы поморско­ го быта, особенно самовары, которые он сфотогра­ фировал, а фото отдал мне. Мы спустились на первый этаж. Вошли в му­ зей. И тогда Н. П. Трунин рассказал о цели свое­ го прихода: «Много лет я дружу с Семеном Сте­ пановичем Гейченко. Это директор Государствен­ ного музея-заповедника А. С. Пушкина „М и х ай ло в­ ское". Он известный писатель-пушкинист, искус­ ствовед, автор широко известных в стране книг. Так вот С. С. Гейченко коллекционирует самовары. Они помогают воссоздать колорит народной жизни того времени. В вашей музейной коллекции есть самовар, которого нет у С. С. Гейченко». Н. П. Трунин подошел к одному из самоваров: «Вот этот красавец!» И с душевной простотой он обратился ко мне с просьбой: «Вячеслав Василье­ вич, подарите его Пушкинскому музею-заповеднику. Вы, конечно, понимаете, какое большое благородное дело сделаете...» Я был в селе Михайловском: посчастливи­ лось возглавлять делегацию мурманских школь­ ников — участников Всероссийской конференции юных туристов-краеведов. Более того, слушал экс­ курсию, которую проводил Семен Степанович. Там действительно все уникально: и музей-заповедник, и люди, и природа, и удивительная атмосфера. Всем членам делегации Мурманской области и руководителю за активную работу на конферен­ ции подарили замечательную книгу М. Я. Басиной «Там, где шумят Михайловские рощи» и путеводи­ тель, написанный С. С. Гейченко. В моей домашней библиотеке есть прекрасная книга А. М. Гордина «По Пушкинским местам» (с великолепными цветными фотографиями) и другие издания об этом сказочном уголке России. ...Но отдать экспонат музея, занесенный в ос­ новной фонд, сохранность которого контролирует областной краеведческий музей, я не мог. Здесь бы­ ла не только правовая, но и нравственная сторона. Предметы поморского и саамского быта собраны са­ мими школьниками. Они пронесли их в рюкзаках десятки километров. Я пытался все это объяснить Николаю Петрови­ чу, но он меня «не слышал», назвал «формалистом» и ушел, не попрощавшись, с большой обидой. Шло время. Я был в курсе общественной де­ ятельности Н. П. Трунина. О коллекционере книг, раздающем свою библиотеку музеям, писала не только местная, но и всероссийская пресса. Иногда мы случайно встречались на людях. Он сухо отвечал на приветствие. Я понимал, что Николаю Петрови­ чу трудно меня простить. И все-таки он простил через... 17 лет! Этому помог ряд обстоятельств, которые, по- видимому, «реабилитировали» меня в его глазах. В 1986 году я перевел фонды школьного краевед­ ческого музея в здание МГПИ, где уже работал преподавателем-методистом. Важно отметить, что были сохранены все подлинные исторические ис­ точники, а самые ценные (большинство икон, само­ вары, прялки и другие предметы поморского и са­ амского быта) по специальному акту мы передали в фонды областного краеведческого музея. Вчераш­ ний школьный музей быстро и органично вписался в учебно-воспитательный процесс педагогического института. В 1991 году музей был перепрофилирован в му­ зей «История образования Кольского края». В со­ здании нового музея активное участие принимали старший научный сотрудник областного краеведче­ ского музея Н.А. Кучина, профессор И.Ф. Ушаков, инженер Н. Б. Крапивин, художник Александр Глу­ шенко, фотограф Юрий Воронцов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz