Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.
108 Проблемы педагогики, психологии, истории В. В. Дранишников Методологические основы гражданского воспитания школьников Одним из важнейших понятий любого научно го исследования является «методология». Это «уче ние о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки — учение о принципах построения, формах и спосо бах научного познания» [1, с. 724]. Всякое научное открытие имеет не только пред метное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующе го понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интеграции изучаемых материалов. Делая объек том анализа ту деятельность, в ходе которой выра батывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и само сознания науки. Среди проблем, изучаемых методологией, выде ляются: описание и анализ этапов научного иссле дования; анализ языка науки, выяснение сферы при менения отдельных процедур и методов (объясне ние, доказательства, эксперимент); анализ исследо вательских принципов, подходов и концепций. Методология педагогики — это «система зна ний об основаниях и структуре педагогической тео рии, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действитель ность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики ме тодов и оценке качества исследовательской рабо ты. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительно стью и се отражением в педагогической науке» [5, с. 9]. Процесс гражданского воспитания школьников и молодежи, как и в целом процесс воспитания, ос новывается на объективных закономерностях. Назо вем некоторые из них: • цель, задачи, содержание, формы, методы и средства гражданского воспитания обуслов лены потребностями конкретного общества, находящегося на определенном историческом этапе своего развития, которое, в свою оче редь, соответствует уровню развития произво дительных сил и характеру производственных отношений; • активная роль надстройки в процессе форми рования гражданственности школьников и мо лодежи, что определяется интересами господ ствующих в обществе, направляющих полити ку и идеологию классов и социальных слоев; • результативность гражданского воспитания школьников и молодежи зависит от уме ния воспитателей, учителей, родителей, всех участников воспитательного процесса рас сматривать ребенка не только как объ ект, а прежде всего как субъект воспита ния, активно развивать у детей мотивацион ную сферу, формировать иерархию духовно нравственных ценностей, создавая этим усло вия для их самовоспитания, саморазвития; • результативность процесса гражданского вос питания школьников зависит от уровня раз вития предметов психолого-педагогического цикла, методологии, теории, методики и тех нологии воспитания в целом и гражданского, в частности, уровня педагогического мастер ства работников образования и системы сти мулирования их деятельности и т. д. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положени ях, определяющих его общую организацию, содер жание, формы и методы, т. е. в принципах. В со временной науке принципы —это исходные положе ния какой-либо теории, руководящие идеи, основ ные правила поведения, действия. Принципы педа гогического процесса, таким образом, отражают ос новные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление с учетом конкретно-исторической обстановки и уровня раз вития психолого-педагогических наук, социального заказа государства. Последнее время чаще говорят о принципах це лостного педагогического подхода (общепедагогиче ских принципах), рассматривая их как «систему ис ходных, основных требований к воспитанию и обу чению, определяющих содержание, формы и мето ды педагогического процесса, обеспечивающие его успешность. Это проявление должного в педагоги ческом процессе» [4, с. 117]. Однако, на наш взгляд, ни принципы единого це лостного подхода, ни, тем более, принципы дидакти ки в силу сложности, многофакторности, противоре чивости, специфики процесса воспитания не могут заменить специальные принципы —принципы вос питания. Принципы воспитательного процесса — это об щие фундаментальные (исходные) положения, в ко торых выражены основные требования к содер жанию, методам, организации данного процесса. «В отличие от общих принципов педагогического процесса, принципов обучения, они отражают спе цифические отношения, проявляющиеся в процессе воспитания. Ими руководствуются педагоги при ре шении воспитательных задач» [3, с. 425]. Педагогическая практика показывает, что ряд на правлений воспитательной работы, являясь исклю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz