Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.

108 Проблемы педагогики, психологии, истории В. В. Дранишников Методологические основы гражданского воспитания школьников Одним из важнейших понятий любого научно­ го исследования является «методология». Это «уче­ ние о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки — учение о принципах построения, формах и спосо­ бах научного познания» [1, с. 724]. Всякое научное открытие имеет не только пред­ метное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующе­ го понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интеграции изучаемых материалов. Делая объек­ том анализа ту деятельность, в ходе которой выра­ батывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и само­ сознания науки. Среди проблем, изучаемых методологией, выде­ ляются: описание и анализ этапов научного иссле­ дования; анализ языка науки, выяснение сферы при­ менения отдельных процедур и методов (объясне­ ние, доказательства, эксперимент); анализ исследо­ вательских принципов, подходов и концепций. Методология педагогики — это «система зна­ ний об основаниях и структуре педагогической тео­ рии, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действитель­ ность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики ме­ тодов и оценке качества исследовательской рабо­ ты. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительно­ стью и се отражением в педагогической науке» [5, с. 9]. Процесс гражданского воспитания школьников и молодежи, как и в целом процесс воспитания, ос­ новывается на объективных закономерностях. Назо­ вем некоторые из них: • цель, задачи, содержание, формы, методы и средства гражданского воспитания обуслов­ лены потребностями конкретного общества, находящегося на определенном историческом этапе своего развития, которое, в свою оче­ редь, соответствует уровню развития произво­ дительных сил и характеру производственных отношений; • активная роль надстройки в процессе форми­ рования гражданственности школьников и мо­ лодежи, что определяется интересами господ­ ствующих в обществе, направляющих полити­ ку и идеологию классов и социальных слоев; • результативность гражданского воспитания школьников и молодежи зависит от уме­ ния воспитателей, учителей, родителей, всех участников воспитательного процесса рас­ сматривать ребенка не только как объ­ ект, а прежде всего как субъект воспита­ ния, активно развивать у детей мотивацион­ ную сферу, формировать иерархию духовно­ нравственных ценностей, создавая этим усло­ вия для их самовоспитания, саморазвития; • результативность процесса гражданского вос­ питания школьников зависит от уровня раз­ вития предметов психолого-педагогического цикла, методологии, теории, методики и тех­ нологии воспитания в целом и гражданского, в частности, уровня педагогического мастер­ ства работников образования и системы сти­ мулирования их деятельности и т. д. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положени­ ях, определяющих его общую организацию, содер­ жание, формы и методы, т. е. в принципах. В со­ временной науке принципы —это исходные положе­ ния какой-либо теории, руководящие идеи, основ­ ные правила поведения, действия. Принципы педа­ гогического процесса, таким образом, отражают ос­ новные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление с учетом конкретно-исторической обстановки и уровня раз­ вития психолого-педагогических наук, социального заказа государства. Последнее время чаще говорят о принципах це­ лостного педагогического подхода (общепедагогиче­ ских принципах), рассматривая их как «систему ис­ ходных, основных требований к воспитанию и обу­ чению, определяющих содержание, формы и мето­ ды педагогического процесса, обеспечивающие его успешность. Это проявление должного в педагоги­ ческом процессе» [4, с. 117]. Однако, на наш взгляд, ни принципы единого це­ лостного подхода, ни, тем более, принципы дидакти­ ки в силу сложности, многофакторности, противоре­ чивости, специфики процесса воспитания не могут заменить специальные принципы —принципы вос­ питания. Принципы воспитательного процесса — это об­ щие фундаментальные (исходные) положения, в ко­ торых выражены основные требования к содер­ жанию, методам, организации данного процесса. «В отличие от общих принципов педагогического процесса, принципов обучения, они отражают спе­ цифические отношения, проявляющиеся в процессе воспитания. Ими руководствуются педагоги при ре­ шении воспитательных задач» [3, с. 425]. Педагогическая практика показывает, что ряд на­ правлений воспитательной работы, являясь исклю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz