Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.
В. В. Дранишников Методологические основы гражданского воспитания школьников 111 ры и, как следствие, отсутствие гражданских поступков. Сюда относятся дети с девиантным (отклоняющимся) поведением: - дети школьного возраста, не посещаю щие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. 1,5 миллиона человек); - социальные сироты, месяцами ждущие очереди для помещения их в детский дом (в силу ограниченности мест в детских домах) и живущие с родителями, лишен ными родительских прав, не имея нор мальной еды, одежды, подвергаясь физи ческому, психическому, сексуальному на силию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические вещества; - подростки сексуально распущенного по ведения; - подростки, совершающие противоправ ные действия. У части детей этой категории в той или иной мере, безусловно, могут быть и знания, и чувства, и определенное положительное отношение к тому, что лежит в основе патриотизма — «стержне граж данственности»: любовь к малой Родине, родителям, отдельным людям, к природе, животным и т.д. Но условия жизни в определенной негативной микро среде не дают возможности развивать и закреплять эти знания, взгляды, чувства в практической пози тивной деятельности. • Формальный уровень: дети, в соответствии с возрастом, имеют необходимые общечело веческие, правовые, этические знания, полу ченные в семье или в детском доме, в том или ином учебном заведении. У них разви та эмоциональная сфера, имеются различные положительные качества и черты личности. Однако у детей этого уровня гражданствен ности отсутствуют достаточно развитые уме ния и навыки следовать в жизни тем право вым и моральным нормам, которые они зна ют. У них недостаточно развита культура жиз ненного самоопределения, отсутствует актив ная жизненная позиция. Гражданскую актив ность они проявляют лишь под воспитатель ным воздействием взрослых (родителей, учи телей, воспитателей, руководителей кружков, секций и т.д.). К этой категории относится большая часть школьной молодежи. • Деятельный уровень: у школьников сформи ровались правильные нравственные представ ления о «добре», «зле», «честности», «спра ведливости», правильные ценностные ориен тиры; выработались внутренняя потребность следовать моральным требованиям, ответ ственность за все то, что их окружает. В жиз ни они стремятся проявить себя как личность в самой различной деятельности. Любовь к се мье проявляется в составлении родословной, любовь к школе —в стремлении защитить ее честь в спорте, в творческой деятельности, лю бовь к природе —в экологической и природо охранной деятельности и т. д. Подростки этого уровня гражданственности добровольно и со знательно участвуют в работе ученических ор ганов самоуправления, в самодеятельных ор ганизациях, в общественно-политических ак циях, проходящих в городе, области, стране. Результативность гражданского воспитания школьников во многом обусловливается готовно стью самого учителя к этой деятельности. Эта готовность включает знание многих психолого педагогических дисциплин и, что очень важно, знание общей методологии и педагогической ме тодологии. Литература: 1. Большой энциклопедический словарь.— 2-еизд., перераб. и доп.—М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинг, 1997,—1456с.: илл. 2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Со рокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского,—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1988,—479 с. 3. Подласый И. П. Педагогика: Учебник,—М.: Высшее образование, 2008.—525 с. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник.— М.: Гардарики, 2007.—528 с. 5. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика.—2002.—№ 1.— с. 3-9. 6. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородни кова.—М., 1978.—382 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz