Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.

В. В. Дранишников Методологические основы гражданского воспитания школьников 111 ры и, как следствие, отсутствие гражданских поступков. Сюда относятся дети с девиантным (отклоняющимся) поведением: - дети школьного возраста, не посещаю­ щие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. 1,5 миллиона человек); - социальные сироты, месяцами ждущие очереди для помещения их в детский дом (в силу ограниченности мест в детских домах) и живущие с родителями, лишен­ ными родительских прав, не имея нор­ мальной еды, одежды, подвергаясь физи­ ческому, психическому, сексуальному на­ силию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические вещества; - подростки сексуально распущенного по­ ведения; - подростки, совершающие противоправ­ ные действия. У части детей этой категории в той или иной мере, безусловно, могут быть и знания, и чувства, и определенное положительное отношение к тому, что лежит в основе патриотизма — «стержне граж­ данственности»: любовь к малой Родине, родителям, отдельным людям, к природе, животным и т.д. Но условия жизни в определенной негативной микро­ среде не дают возможности развивать и закреплять эти знания, взгляды, чувства в практической пози­ тивной деятельности. • Формальный уровень: дети, в соответствии с возрастом, имеют необходимые общечело­ веческие, правовые, этические знания, полу­ ченные в семье или в детском доме, в том или ином учебном заведении. У них разви­ та эмоциональная сфера, имеются различные положительные качества и черты личности. Однако у детей этого уровня гражданствен­ ности отсутствуют достаточно развитые уме­ ния и навыки следовать в жизни тем право­ вым и моральным нормам, которые они зна­ ют. У них недостаточно развита культура жиз­ ненного самоопределения, отсутствует актив­ ная жизненная позиция. Гражданскую актив­ ность они проявляют лишь под воспитатель­ ным воздействием взрослых (родителей, учи­ телей, воспитателей, руководителей кружков, секций и т.д.). К этой категории относится большая часть школьной молодежи. • Деятельный уровень: у школьников сформи­ ровались правильные нравственные представ­ ления о «добре», «зле», «честности», «спра­ ведливости», правильные ценностные ориен­ тиры; выработались внутренняя потребность следовать моральным требованиям, ответ­ ственность за все то, что их окружает. В жиз­ ни они стремятся проявить себя как личность в самой различной деятельности. Любовь к се­ мье проявляется в составлении родословной, любовь к школе —в стремлении защитить ее честь в спорте, в творческой деятельности, лю­ бовь к природе —в экологической и природо­ охранной деятельности и т. д. Подростки этого уровня гражданственности добровольно и со­ знательно участвуют в работе ученических ор­ ганов самоуправления, в самодеятельных ор­ ганизациях, в общественно-политических ак­ циях, проходящих в городе, области, стране. Результативность гражданского воспитания школьников во многом обусловливается готовно­ стью самого учителя к этой деятельности. Эта готовность включает знание многих психолого­ педагогических дисциплин и, что очень важно, знание общей методологии и педагогической ме­ тодологии. Литература: 1. Большой энциклопедический словарь.— 2-еизд., перераб. и доп.—М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинг, 1997,—1456с.: илл. 2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Со­ рокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского,—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1988,—479 с. 3. Подласый И. П. Педагогика: Учебник,—М.: Высшее образование, 2008.—525 с. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник.— М.: Гардарики, 2007.—528 с. 5. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика.—2002.—№ 1.— с. 3-9. 6. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородни­ кова.—М., 1978.—382 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz