Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.

110 Проблемы педагогики, психологии, истории и государственные музеи, архивы и т.д.), при­ глашение родителей на все значимые воспита­ тельные мероприятия по гражданскому воспи­ танию и т. д. • Принцип преемственности и сохранение тра­ диций в процессе гражданского воспитания школьников; бережное отношение к тем фор­ мам и средствам гражданского воспитания, ко­ торые хорошо себя зарекомендовали в дорево­ люционной России и в советское время; се­ рьезный анализ их педагогических возможно­ стей использования в настоящее время. • Принцип использования в гражданском воспи­ тании школьников огромных педагогических возможностей этнопедагогики. • Принцип адекватности цели, задач, содержа­ ния, средств, методов и форм гражданского воспитания школьников характеру междуна­ родной обстановки, соотношению сил меж­ ду ведущими мировыми державами, остроте военно-экономических противоречий в борь­ бе России за свои национальные, геополити­ ческие интересы. • Принцип эмоционально-личностного отноше­ ния к любой деятельности, связанной с граж­ данским воспитанием школьников. Мы сделали попытку разработать критерии гражданственности школьников и молодежи, ис­ пользование которых, на наш взгляд, может придать большую целенаправленность учебно- воспитательной работе общеобразовательных учре­ ждений и учреждений дополнительного образова­ ния. 1. Знания о малой Родине и Отечестве: се­ мье, близких и дальних родственниках; народ­ ном творчестве, народных праздниках, обыча­ ях, традициях, промыслах; религиозных кон­ цепциях, религиозных праздниках; природно­ географических и климатических особенно­ стях края, его истории, борьбе с иноземны­ ми захватчиками, социально-экономических и экологических проблемах; земляках, просла­ вивших малую Родину и всю Россию (перво­ проходцах края, деятелях науки и искусства, защитниках Отечества) и т. д. 2. Правовые знания: знание содержания отдель­ ных статей Конституции Российской Феде­ рации, «Конвенции о правах ребенка», Зако­ на РФ «Об образовании», «Закона о воин­ ской обязанности и воинской службе»; знание региональных законов, отражающих социаль­ ные права и обязанности школьников и моло­ дежи родного края, принятых областной Ду­ мой; знание органов государственной власти, символов государственности (герб, флаг, гимн) и т.д. 3. Чувства и нравственные качества личности: чувство национальной гордости и патриотиз­ ма, чувство собственного достоинства, граж­ данская ответственность (за свои дела, поступ­ ки, за судьбу близких людей и родственни­ ков, товарищей по учебному заведению про­ изводственному коллективу, за земляков, за судьбу всей страны), уважительное отношение ко всем людям (уважение их прав и свобод), уважение к государственной власти, государ­ ственной символике, к народам России и дру­ гих стран, толерантность в отношении к их обычаям, традициям, религиозным конфесси­ ям, социальным устройствам, мировоззренче­ ским позициям, честность, правдивость, доб­ рота, принципиальность, чуткость, милосер­ дие и т. д. 4. Способность быть истинным субъектом права: сознательное, добровольное выполнение зако­ нов, нормативных актов, своих обязанностей (в семье, учебном заведении, на производ­ стве, в спортивном или творческом объедине­ нии); умение пользоваться и отстаивать свои права; активная жизненная позиция (внут­ ренняя потребность участвовать в политиче­ ской жизни страны, различных общественно- политических кампаниях — выборах, рефе­ рендумах, общественно-политических акци­ ях, митингах, демонстрациях, участие в ра­ боте органов самоуправления на производстве и в общественно-политических организациях и т. д.). В педагогической литературе недостаточно раз­ работаны уровни гражданственности школьников и молодежи. Предложенная нами классификация но­ сит условный, ориентировочный характер. Ее сле­ дует рассматривать лишь как попытку приблизиться к этой проблеме. Мы исходили из основополагающих методологи­ ческих положений о «единстве теории и практики», и о том, что именно «практика является критерием истины». И если признать справедливость мысли: «всеобъемлющим критерием гражданской зрелости является единство слова и общественно ценного де­ ла», то можно выделить следующие уровни граж­ данственности школьников и молодежи: • Нулевой уровень: все невменяемые (недее­ способные) люди с болезненным состоянием психики или слабоумием (олигофрены), ко­ торые не способны отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в момент со­ вершения опасного деяния. Лица, признанные судебно-психиатрической экспертизой невме­ няемыми, не подлежат уголовной ответствен­ ности, и к ним применяются принудительные меры медицинского характера. • Низший уровень: отсутствие гражданственно­ сти как интегративного качества личности, т. е. отсутствие в достаточной мере нравственных, правовых, политических знаний, положитель­ ных чувств, неразвитость эмоциональной сфе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz