Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.
110 Проблемы педагогики, психологии, истории и государственные музеи, архивы и т.д.), при глашение родителей на все значимые воспита тельные мероприятия по гражданскому воспи танию и т. д. • Принцип преемственности и сохранение тра диций в процессе гражданского воспитания школьников; бережное отношение к тем фор мам и средствам гражданского воспитания, ко торые хорошо себя зарекомендовали в дорево люционной России и в советское время; се рьезный анализ их педагогических возможно стей использования в настоящее время. • Принцип использования в гражданском воспи тании школьников огромных педагогических возможностей этнопедагогики. • Принцип адекватности цели, задач, содержа ния, средств, методов и форм гражданского воспитания школьников характеру междуна родной обстановки, соотношению сил меж ду ведущими мировыми державами, остроте военно-экономических противоречий в борь бе России за свои национальные, геополити ческие интересы. • Принцип эмоционально-личностного отноше ния к любой деятельности, связанной с граж данским воспитанием школьников. Мы сделали попытку разработать критерии гражданственности школьников и молодежи, ис пользование которых, на наш взгляд, может придать большую целенаправленность учебно- воспитательной работе общеобразовательных учре ждений и учреждений дополнительного образова ния. 1. Знания о малой Родине и Отечестве: се мье, близких и дальних родственниках; народ ном творчестве, народных праздниках, обыча ях, традициях, промыслах; религиозных кон цепциях, религиозных праздниках; природно географических и климатических особенно стях края, его истории, борьбе с иноземны ми захватчиками, социально-экономических и экологических проблемах; земляках, просла вивших малую Родину и всю Россию (перво проходцах края, деятелях науки и искусства, защитниках Отечества) и т. д. 2. Правовые знания: знание содержания отдель ных статей Конституции Российской Феде рации, «Конвенции о правах ребенка», Зако на РФ «Об образовании», «Закона о воин ской обязанности и воинской службе»; знание региональных законов, отражающих социаль ные права и обязанности школьников и моло дежи родного края, принятых областной Ду мой; знание органов государственной власти, символов государственности (герб, флаг, гимн) и т.д. 3. Чувства и нравственные качества личности: чувство национальной гордости и патриотиз ма, чувство собственного достоинства, граж данская ответственность (за свои дела, поступ ки, за судьбу близких людей и родственни ков, товарищей по учебному заведению про изводственному коллективу, за земляков, за судьбу всей страны), уважительное отношение ко всем людям (уважение их прав и свобод), уважение к государственной власти, государ ственной символике, к народам России и дру гих стран, толерантность в отношении к их обычаям, традициям, религиозным конфесси ям, социальным устройствам, мировоззренче ским позициям, честность, правдивость, доб рота, принципиальность, чуткость, милосер дие и т. д. 4. Способность быть истинным субъектом права: сознательное, добровольное выполнение зако нов, нормативных актов, своих обязанностей (в семье, учебном заведении, на производ стве, в спортивном или творческом объедине нии); умение пользоваться и отстаивать свои права; активная жизненная позиция (внут ренняя потребность участвовать в политиче ской жизни страны, различных общественно- политических кампаниях — выборах, рефе рендумах, общественно-политических акци ях, митингах, демонстрациях, участие в ра боте органов самоуправления на производстве и в общественно-политических организациях и т. д.). В педагогической литературе недостаточно раз работаны уровни гражданственности школьников и молодежи. Предложенная нами классификация но сит условный, ориентировочный характер. Ее сле дует рассматривать лишь как попытку приблизиться к этой проблеме. Мы исходили из основополагающих методологи ческих положений о «единстве теории и практики», и о том, что именно «практика является критерием истины». И если признать справедливость мысли: «всеобъемлющим критерием гражданской зрелости является единство слова и общественно ценного де ла», то можно выделить следующие уровни граж данственности школьников и молодежи: • Нулевой уровень: все невменяемые (недее способные) люди с болезненным состоянием психики или слабоумием (олигофрены), ко торые не способны отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в момент со вершения опасного деяния. Лица, признанные судебно-психиатрической экспертизой невме няемыми, не подлежат уголовной ответствен ности, и к ним применяются принудительные меры медицинского характера. • Низший уровень: отсутствие гражданственно сти как интегративного качества личности, т. е. отсутствие в достаточной мере нравственных, правовых, политических знаний, положитель ных чувств, неразвитость эмоциональной сфе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz