Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.

В. В. Дранишников Методологические основы гражданского воспитания школьников 109 чительно сложными, например формирование ин­ тегративного качества личности — гражданствен­ ности, ставит как объективную необходимость за­ дачу разработки специальных принципов — прин­ ципов гражданского воспитания, опираясь на ко­ торые, можно успешно формировать гражданствен­ ность школьников и молодежи. К принципам гражданского воспитания школь­ ников, на наш взгляд, относятся и общие педаго­ гические принципы, на которых основывается весь процесс воспитания и обучения, и специфические, в первую очередь характерные для гражданского воспитания. Назовем некоторые общепедагогические прин­ ципы: • Принцип научности, который предполагает овладение учителями, воспитателями, работ­ никами дополнительного образования совре­ менной методологией; знание на теоретиче­ ском уровне с современных позиций важней­ ших понятий: гражданственность, граждан­ ское общество, гражданство, гражданин, пат­ риотизм, национализм, нацизм, великодержав­ ный шовинизм, фашизм, национальное само­ сознание, интернациональное воспитание, по- ликультурное воспитание, общечеловеческие ценности и т. д.; знакомство с передовым и но­ ваторским опытом гражданского воспитания в нашей стране и за рубежом; овладение уме­ ниями и навыками практического применения современных методик и технологией; дости­ жение каждым воспитателем и учителем вы­ сокого уровня педагогического мастерства. • Принцип комплексного подхода в граждан­ ском воспитании, который предполагает един­ ство урочной и внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности; единство уси­ лий школы, семьи, государственных и обще­ ственных организаций (музеев, военкоматов, воинских частей, ветеранских и поисковых ор­ ганизаций). • Принцип гуманистической направленности процесса гражданского воспитания. • Принцип последовательности и систематично­ сти. • Принцип сознательности и активности. • Принцип наглядности. • Принцип связи с жизнью, учет региональных особенностей. • Принцип воспитания и обучения в коллективе. • Принцип сочетания руководства процессом гражданского воспитания с развитием само­ деятельности, инициативы и творчества. • Принцип единства разумной требовательности и уважения к детям. • Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. • Принцип сотрудничества школы, семьи и об­ щественности. • Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. • Принцип обучения и воспитания трудом на об­ щую пользу. • Принцип выбора оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания. • Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, и др. Принципы воспитания с развитием общества, обобщением инновационного опыта работы школ и отдельных выдающихся педагогов дополняют­ ся новыми принципами (основными требованиями к организации педагогической деятельности). От некоторых, не соответствующих сегодняшнему со­ циальному заказу, государство, наука и практика от­ казываются. Например, в течение многих десятилетий осно­ вополагающими принципами советской педагогики были принципы «коммунистической целенаправлен­ ности» и «связи воспитания с жизнью, с практи­ кой коммунистического строительства» (Ю. К. Ба­ банский) [2, с. 44]. У И. Т. Огородникова эти «советские» принципы были сформулированы в несколько иной редакции: «принцип коммунистической идейности, партийно­ сти воспитания» и «принцип единства воспитания, коммунистического сознания и поведения» [6, с. 27]. Нам думается, целесообразно в силу сложности, важности для каждого ребенка и общества в целом гражданского воспитания выделить некоторые но­ вые принципы, учитывающие специфику этого на­ правления воспитательной деятельности: • Принцип единства в процессе гражданского воспитания содержания федерального, регио­ нального и школьного компонентов образова­ ния. • Принцип единства патриотического, военно- патриотического, правового, интернациональ­ ного и поликультурного воспитания школьни­ ков и молодежи. • Принцип единства усилий светской и религи­ озной педагогики, школы и церкви, направлен­ ных на гражданское воспитание детей. • Принцип направленности деятельности по гражданскому воспитанию на практические, общественно значимые дела: поиск погибших защитников Отечества; шефство над ветера­ нами войны и труда, инвалидами; установле­ ние памятных знаков и мемориальных досок на местах, где сражались земляки; создание школьных музеев разных профилей и т. д. • Принцип использования в работе семейных архивов ближних и дальних родственников (составление родословной, передача ксероко­ пий наиболее ценных документов в школьные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz