Дранишников, В. В. Методологические основы гражданского воспитания школьников // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 108-111.
В. В. Дранишников Методологические основы гражданского воспитания школьников 109 чительно сложными, например формирование ин тегративного качества личности — гражданствен ности, ставит как объективную необходимость за дачу разработки специальных принципов — прин ципов гражданского воспитания, опираясь на ко торые, можно успешно формировать гражданствен ность школьников и молодежи. К принципам гражданского воспитания школь ников, на наш взгляд, относятся и общие педаго гические принципы, на которых основывается весь процесс воспитания и обучения, и специфические, в первую очередь характерные для гражданского воспитания. Назовем некоторые общепедагогические прин ципы: • Принцип научности, который предполагает овладение учителями, воспитателями, работ никами дополнительного образования совре менной методологией; знание на теоретиче ском уровне с современных позиций важней ших понятий: гражданственность, граждан ское общество, гражданство, гражданин, пат риотизм, национализм, нацизм, великодержав ный шовинизм, фашизм, национальное само сознание, интернациональное воспитание, по- ликультурное воспитание, общечеловеческие ценности и т. д.; знакомство с передовым и но ваторским опытом гражданского воспитания в нашей стране и за рубежом; овладение уме ниями и навыками практического применения современных методик и технологией; дости жение каждым воспитателем и учителем вы сокого уровня педагогического мастерства. • Принцип комплексного подхода в граждан ском воспитании, который предполагает един ство урочной и внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности; единство уси лий школы, семьи, государственных и обще ственных организаций (музеев, военкоматов, воинских частей, ветеранских и поисковых ор ганизаций). • Принцип гуманистической направленности процесса гражданского воспитания. • Принцип последовательности и систематично сти. • Принцип сознательности и активности. • Принцип наглядности. • Принцип связи с жизнью, учет региональных особенностей. • Принцип воспитания и обучения в коллективе. • Принцип сочетания руководства процессом гражданского воспитания с развитием само деятельности, инициативы и творчества. • Принцип единства разумной требовательности и уважения к детям. • Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. • Принцип сотрудничества школы, семьи и об щественности. • Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. • Принцип обучения и воспитания трудом на об щую пользу. • Принцип выбора оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания. • Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, и др. Принципы воспитания с развитием общества, обобщением инновационного опыта работы школ и отдельных выдающихся педагогов дополняют ся новыми принципами (основными требованиями к организации педагогической деятельности). От некоторых, не соответствующих сегодняшнему со циальному заказу, государство, наука и практика от казываются. Например, в течение многих десятилетий осно вополагающими принципами советской педагогики были принципы «коммунистической целенаправлен ности» и «связи воспитания с жизнью, с практи кой коммунистического строительства» (Ю. К. Ба банский) [2, с. 44]. У И. Т. Огородникова эти «советские» принципы были сформулированы в несколько иной редакции: «принцип коммунистической идейности, партийно сти воспитания» и «принцип единства воспитания, коммунистического сознания и поведения» [6, с. 27]. Нам думается, целесообразно в силу сложности, важности для каждого ребенка и общества в целом гражданского воспитания выделить некоторые но вые принципы, учитывающие специфику этого на правления воспитательной деятельности: • Принцип единства в процессе гражданского воспитания содержания федерального, регио нального и школьного компонентов образова ния. • Принцип единства патриотического, военно- патриотического, правового, интернациональ ного и поликультурного воспитания школьни ков и молодежи. • Принцип единства усилий светской и религи озной педагогики, школы и церкви, направлен ных на гражданское воспитание детей. • Принцип направленности деятельности по гражданскому воспитанию на практические, общественно значимые дела: поиск погибших защитников Отечества; шефство над ветера нами войны и труда, инвалидами; установле ние памятных знаков и мемориальных досок на местах, где сражались земляки; создание школьных музеев разных профилей и т. д. • Принцип использования в работе семейных архивов ближних и дальних родственников (составление родословной, передача ксероко пий наиболее ценных документов в школьные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz