Дранишников, В. В. Наивные романтики 60-х... : (из рукописи книги «Большое видится на расстоянии») // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 100-105.
В. В. Дранишников Наивные романтики 60-х.. 103 Воет метель, завывает. Мороз ходоков корежит, И Ленин себя забывает, О них он забыть не может. Андрей Вознесенский поэму «Лонжюмо» посвя тил слушателям школы Ленина в Лонжюмо: Врут, что Ленин был в эмиграции. (кто вне родины —эмигрант)! Всю Россию, Речную, горячую Он носил в себе как талант! Ленин прост — как материя, Как материя — сложен. Наш народ не тетеря, Чтоб кормить его с ложечки! Роберт Рождественский в поэме «Письмо в 30-й век» объясняет успехи нашего государства тем, что «...была на планете партия — та, которую создал он!». Конечно, в стране были люди, имевшие иной жизненный опыт, те, которым изрядно «насолило» советское государство и в период коллективизации, и в войну, и в послевоенные годы. Чаще всего они встречались среди деятелей науки и искусства, и их творчество не вписывалось в жесткие идеологиче ские рамки тоталитарного государства. Стоит только вспомнить, как Хрущев «воспитывал» художников- модернистов и боролся за искусство социалистиче ского реализма. Огромный багаж знаний и острый аналитический ум позволяли этим людям не только видеть вопиющие недостатки общества, но и осозна вать причины неизбежной гибели советского строя. К сожалению, а может, и к счастью, я к ним не от носился... При переходе к рыночным отношениям в период первоначального накопления капитала, в процессе жесткой «шоковой терапии» и надувательской при ватизации, были в прямом смысле слова ограблены миллионы россиян, чаще всего простых тружеников и пожилых людей, у которых пропали все сбере жения и которых обрекли на нищенское полуголод ное существование. Но самое болезненное, что они ощутили: это растоптанные идеалы, которым бы ла посвящена вся их жизнь, это дискредитация их жизненных ценностей. Я знаю многих людей, в том числе и преподавателей нашего университета, кото рых «убила» перестройка. Они не смогли, а может, и не захотели адаптироваться к новым жизненным и идеологическим обстоятельствам. Надо признать, что мы не только преодолели недостатки социализма, но и потеряли многие хо рошие традиции, рожденные советским обществом. Пусть меня считают «квасным патриотом», но меня всегда задевает, когда россияне сами говорят о се бе с презрением и безысходностью: «Что поделать, ведь мы „совки“ , живем в стране дураков». Нет ни каких убедительных причин для такого мазохист ского самоуничижения. Россия была, есть и будет великой державой. И в царской, и в советской, и да же в постсоветской нынешней России была и есть великая духовность людей, вызывающая искреннее уважение. Вспомню характерные черты советских людей, которые хотелось бы сохранить и в рыночном об ществе. В молодые годы я много путешествовал. СССР был огромной страной (сравните хотя бы с За падной Европой) и представлял собой конгломерат удивительно не похожих друг на друга этнических культур, диаметрально противоположных климати ческих и природных зон. Например, в советское время практически бес платно каждый желающий мог познакомиться с кра сотами Кольского Заполярья — тундрой, Хибина ми, Беломорьем —с теми красотами, которыми все гда восхищались русские писатели и художники. В СССР границы между республиками существо вали лишь формально, поэтому и я, как и любой советский человек, мог путешествовать по Карелии, Средней Азии, Кавказу, а была еще бескрайняя Рос сия —Урал, Алтай, Курилы, Сахалин, Байкал и дру гие сказочные места. Путешествовать можно было и «дикарем», и с помощью государства и профсоюзов. В стране успешно развивался массовый туризм. Получить на производстве льготную или вовсе бесплатную путевку было очень просто. Конечно, партийное и профсоюзное руководство отдыхало от трудов на особо престижных курортах и в санаториях с пре красным питанием и лечением, а также с разнооб разной культурной программой, но я не испытывал зависти к подобному отдыху, ведь в молодости про блемы питания и лечения не являются такими уж ак туальными. А вот пройти с друзьями трудный, порой и опасный, горный маршрут, спуститься на ПСН-10 по порожистой реке, поесть на привале ухи, попить чай с дымком, попеть у костра песни для нас бы ло в тысячу раз интереснее, чем отдыхать в самом престижном и прекрасном санатории. Сегодня же роскошь таких путешествий по карману лишь очень обеспеченным людям. На туристских маршрутах, особенно по Кавка зу, мы часто встречались с иностранцами, и их по ведение и ментальность не вписывались в наши представления о нравственно-этических отношени ях между людьми в дальних походах. Как-то ле том на Кавказе, находясь в «Приюте одиннадцати», я был дежурным (дневальным) туристской группы. В мои обязанности входило приготовить обед — гречневую кашу с мясом и два ведра чая. «Приют одиннадцати» — достаточно большой дом, находя щийся всего в шестистах метрах от самой высокой вершины Кавказа — Эльбруса. Летом здесь всегда было много туристов не только из всех республик СССР, но и из Европы. Высота дает о себе знать очень сильно, когда на чинаешь выполнять работу, требующую физических усилий: не хватает воздуха, кружится голова, быст ро наступает усталость от самых простых действий,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz