Дранишников, В. В. Наивные романтики 60-х... : (из рукописи книги «Большое видится на расстоянии») // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 100-105.
В. В. Дранишников Наивные романтики 60-х.. 101 ства массовой информации в стране были направ лены на выполнение главной идеологической зада чи —формирование «научного» коммунистического мировоззрения. Например, в вузах изучали специ альный предмет «научный коммунизм». В философ ском словаре, изданном в советское время, можно было прочитать, что «научный коммунизм —одна из трех составных частей марксизма-ленинизма, в рам ках которой изучаются закономерности, проблемы и тенденции развития борьбы за социализм и ком мунизм, происходящей в многообразных конкретно исторических условиях». А вот историческое обра зование было недостаточным, поверхностным. Курс «История СССР» изучался в урезанном виде, оцен ка событий, фактов, исторических деятелей дава лась строго с классовых и партийных позиций. Ис тория послереволюционного периода была практи чески вся фальсифицирована. А главным предме том в стандарте высшего педагогического образова ния была не педагогика или психология, а история КПСС. Однако в советском обществе (это важно пом нить) при всех известных недостатках тоталитар ного государства (безраздельное господство одной идеологии, однопартийная система, подмена дея тельности государственных органов власти партий ным руководством) были и очень важные для подав ляющего большинства населения страны положи тельные моменты: социальное равенство, бесплат ные среднее и высшее образование, а также меди цинское обеспечение, отсутствие безработицы, до статочно хорошая система пенсионного обеспече ния, значительные льготы для жителей Севера. Важно понять и другое. У многих коммунистов и беспартийных выработался тогда ошибочный сте реотип восприятия деятельности партии: в ней мо гут быть случайные, безнравственные, даже пре ступные люди, но в целом партия все равно явля ется авангардом общества, объединяющим лучших людей, и в главном — в концепциях, в политике, в практическом воплощении идей —она права. Я общался с коммунистами, которые были несправедливо репрессированы и дожили до реа билитации. Они, несмотря на произвол со стороны советской власти, не всегда отказывались от ком мунистических идей. Трагические события личной жизни и террор в стране они воспринимали либо как стихийное бедствие, либо как результат строитель ства социализма во враждебном капиталистическом окружении, либо как вину отдельных партийных де ятелей. Да и в институте нас учили убежденные коммунисты, бывшие фронтовики, у которых сло ва никогда не расходились с делом: Ю. Н. Климов, Л. И. Львов, М. И. Пшедецкий, А. М. Шнитман и др. Для многих молодых людей в 60-е годы любимая работа значила гораздо больше, чем высокая зарпла та. Мы с удовольствием работали и бесплатно, на общественных началах (особенно в школе). Руко водствовались простым понятным правилом: «Если надо —значит хочется». Слова песни «раньше думай о Родине, а потом о себе» на самом деле отражали сущность нашего отношения к жизни. В Мурманске (конечно, не случайно) очень ува жаемы были морские, рыбацкие профессии. Госу дарство ценило этот тяжелый, но результативный труд жителей Заполярья, их любовь и преданность морю, и зарабатывали мурманчане достаточно хоро шо. День рыбака был в городе настоящим праздни ком для всех горожан. Он проходил на центральном стадионе, был теплым и торжественным. Главным содержательным мотивом праздника было чество вание тружеников моря: продуманная композиция, удачная режиссура, выступления известных актеров и певцов... С каким презрением мы в то время относились к мужчинам, работавшим в сфере торговли и обще ственного питания! Как-то на площади Пять углов стал продавать газированную воду молодой чело век лет двадцати пяти. Сколько язвительных шуток выслушивал этот продавец: «Не устал, бедняга?», «Навар-то большой?», «Кости от работы не болят?» и т. д.! Уважали в городе строителей, и не случайно: Мурманск быстро рос и хорошел. Уже при Хру щеве закончилось время бараков и землянок. Мне посчастливилось неоднократно встречаться с леген дарным мурманским строителем Владимиром Пахо- мовичем Сериковым. Он руководил одной из пер вых в стране комплексных бригад, которые вели все строительство объекта от работ нулевого цикла до отделки. Первый раз я увидел Серикова во время многодневной поездки со школьниками по Кольско му полуострову в январе 1967 года в Заполярном. Владимир Пахомович возводил там здания молодо го города. Он умел и любил общаться с молодежью. На встречу со школьниками он пришел в обеденный перерыв, в робе. Выглядел очень усталым (что-то не ладилось на стройке): худой, с красными воспален ными глазами. Но говорил Сериков блестяще, взвол нованно и убежденно. С гордостью рассказывал он о том, как строила бригада Ждановскую обогати тельную фабрику и Алареченский медно-никелевый рудник: «Даже зимой жили в палатках, а морозы до стигали сорока градусов...» Он хвалил своих подчи ненных, подчеркивал важность стройки для разви тия производительных сил Кольского края и эконо мики всей страны. Когда он заявлял: «У нас счаст ливая профессия, мы нужны людям... Мы повсю ду оставляем о себе добрую память»,—ему верили. Владимир Пахомович был не просто талантливым строителем, но и хорошим педагогом. Он мыслил в своей профессии категориями государственного деятеля, поэтому заслуженно стал Героем Социали стического Труда и был избран членом ученого со вета Академии министерства внутренних дел СССР, не имея высшего образования. Я уже говорил об ожидании позитивных пере мен в то время. Не случайно именно в 60-е годы появился КВН — «Клуб веселых и находчивых». Это была не просто популярная телепередача (ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz