Дранишников, В. В. Наивные романтики 60-х... : (из рукописи книги «Большое видится на расстоянии») // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 100-105.
100 Региональный компонент содержания образования В. В. Дранишников Наивные романтики 60-х... (из рукописи книги «Большое видится на расстоянии») Ьылое нельзя воротить и печалиться не о чем: У каждой жохи свои подрастают леса... Ь. Окуджава Думаю, что для многих людей моего поколе ния, детство которых прошло в военное и после военное время, 60-е годы остались самыми памят ными, самыми счастливыми... И дело не только и не столько в том, что на это время пришлась на ша молодость. У нашего поколения сформировалась специфическая духовно-нравственная иерархия цен ностей, которая включала и общие, признаваемые во все времена нравственные ценности, такие как пат риотизм, уважение и забота о стариках, трудолюбие, честность, любовь, дружба, преданность, смелость и др., и не всем сегодня понятные —энтузиазм, жерт венность, коллективизм, потребность в обществен ной деятельности, наличие общественного идеала, который был путеводной звездой и согревал душу в трудные минуты. На формирование ментальности поколения по влияли многие факторы, как социальные, так и лич ностные. Мы получили бесплатно высшее образова ние, нашли любимую работу по специальности. Нас отличали оптимизм и жизнелюбие. В целом в стране успешно развивалась экономика, и с каждым годом мы жили лучше, хотя материальные запросы тогда были более чем скромными. Для нас было важно, как в песне: «жила бы страна родная, и нету других забот». Но самое главное —всю нашу жизнь прони зывала неистребимая, одухотворенная вера. Не зря в народе говорят: «Без веры и дело не спорится, и добрые слова не молвятся». Во что же мы верили? Сейчас читатель, особен но молодой, начнет улыбаться. Мы искренне верили в светлое будущее всего человечества, в обществен ный идеал — коммунизм. Конечно, мы понимали, что наше поколение еще не будет жить в этом спра ведливом обществе, но были убеждены в возможно сти его построения в нашей стране. Своим честным творческим трудом мы хотели его приблизить. Мы, педагоги, верили в благородную цель ком мунистического воспитания — формирование все сторонне развитой гармоничной личности. Справед ливости ради следует сказать, что никто до сих пор не смог предложить лучшей, более гуманной и до стойной цели воспитания, чем эта утопическая ком мунистическая мечта. 1 Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.: Я искренне считал: несмотря на то что от дельные члены партии совершали ошибки и да же должностные преступления, в целом социально- экономическая политика КПСС была правильной, и при должном реформировании партии она способ на была бы стать действительно авангардом обще ства и нравственным примером для всех его граж дан. Может возникнуть закономерный вопрос: «От куда такая наивность у преподавателя истории?!» Я учился в педагогическом институте в период хру щевской «оттепели», когда мы жадно вдыхали воз дух свободы и справедливости. Появлялась новая, часто неожиданная информация по истории совет ского государства, был разоблачен культ личности Сталина, выходили на свободу политические заклю ченные, реабилитировались жертвы репрессий 30-х годов. Поскольку все мы были из семей, так или ина че опаленных войной, особое потрясение вызыва ли опубликованные данные о репрессиях накануне Великой Отечественной войны. «В 1937-1938 го дах и позже в результате необоснованных репрес сий погиб цвет командного и политического соста ва Красной армии. Как „агенты иностранных раз- ведок“ и „враги народа" были осуждены и уничто жены три из пяти имевшихся в то время маршала Советского Союза —М. Н. Тухачевский, В. К. Блю хер, А. И. Егоров; погибли все командующие вой сками военных округов, в том числе И. П. Уборевич, И. Э. Якир, а также возглавлявшие флот В. М. Ор лов, М. В. Викторов; погибли крупные организаторы партийной работы в армии Я. Б. Гамарник, А. С. Бу- лин, Г. А. Осепян, М. П. Амелин; были уничтожены либо разжалованы и подвергнуты длительному за ключению видные военные деятели и герои граж данской войны, в том числе А. И. Корк, Р. П. Эй- дельман, И. С. Ушплихт, Е. И. Ковтюх, П. Е. Дыбен ко, И.Ф. Федько, И. Н. Дубовой. Из армии были устранены почти все командиры корпусов, дивизий, бригад, около половины командиров полков, члены военных советов и начальники политических управ лений округов, большинство военных комиссаров корпусов, дивизий, бригад, а также около одной тре ти военкомов полков»1. Ростки зарождающейся демократии воспринима лись в нашем тоталитарном государстве как огром ная радость, как предвестники неизбежных перемен. Конечно, мы знали о многих «болячках» советского общества: о диссидентах, проблемах сельского хо зяйства, забастовках. Знали и о привилегиях партий ных и профсоюзных работников, по ночам слушали «вражеские» голоса («Голос Америки», «Свободную Европу»), несмотря на то что их постоянно глушили. Постоянно спорили о политике... Однако этого было недостаточно для того, что бы изменить наше мировоззрение. Ведь вся систе ма школьного и вузовского образования, все сред- Краткая история,—М.: Воениздат, 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz