Дранишников, В. В. Наивные романтики 60-х... : (из рукописи книги «Большое видится на расстоянии») // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 100-105.

100 Региональный компонент содержания образования В. В. Дранишников Наивные романтики 60-х... (из рукописи книги «Большое видится на расстоянии») Ьылое нельзя воротить и печалиться не о чем: У каждой жохи свои подрастают леса... Ь. Окуджава Думаю, что для многих людей моего поколе­ ния, детство которых прошло в военное и после­ военное время, 60-е годы остались самыми памят­ ными, самыми счастливыми... И дело не только и не столько в том, что на это время пришлась на­ ша молодость. У нашего поколения сформировалась специфическая духовно-нравственная иерархия цен­ ностей, которая включала и общие, признаваемые во все времена нравственные ценности, такие как пат­ риотизм, уважение и забота о стариках, трудолюбие, честность, любовь, дружба, преданность, смелость и др., и не всем сегодня понятные —энтузиазм, жерт­ венность, коллективизм, потребность в обществен­ ной деятельности, наличие общественного идеала, который был путеводной звездой и согревал душу в трудные минуты. На формирование ментальности поколения по­ влияли многие факторы, как социальные, так и лич­ ностные. Мы получили бесплатно высшее образова­ ние, нашли любимую работу по специальности. Нас отличали оптимизм и жизнелюбие. В целом в стране успешно развивалась экономика, и с каждым годом мы жили лучше, хотя материальные запросы тогда были более чем скромными. Для нас было важно, как в песне: «жила бы страна родная, и нету других забот». Но самое главное —всю нашу жизнь прони­ зывала неистребимая, одухотворенная вера. Не зря в народе говорят: «Без веры и дело не спорится, и добрые слова не молвятся». Во что же мы верили? Сейчас читатель, особен­ но молодой, начнет улыбаться. Мы искренне верили в светлое будущее всего человечества, в обществен­ ный идеал — коммунизм. Конечно, мы понимали, что наше поколение еще не будет жить в этом спра­ ведливом обществе, но были убеждены в возможно­ сти его построения в нашей стране. Своим честным творческим трудом мы хотели его приблизить. Мы, педагоги, верили в благородную цель ком­ мунистического воспитания — формирование все­ сторонне развитой гармоничной личности. Справед­ ливости ради следует сказать, что никто до сих пор не смог предложить лучшей, более гуманной и до­ стойной цели воспитания, чем эта утопическая ком­ мунистическая мечта. 1 Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.: Я искренне считал: несмотря на то что от­ дельные члены партии совершали ошибки и да­ же должностные преступления, в целом социально- экономическая политика КПСС была правильной, и при должном реформировании партии она способ­ на была бы стать действительно авангардом обще­ ства и нравственным примером для всех его граж­ дан. Может возникнуть закономерный вопрос: «От­ куда такая наивность у преподавателя истории?!» Я учился в педагогическом институте в период хру­ щевской «оттепели», когда мы жадно вдыхали воз­ дух свободы и справедливости. Появлялась новая, часто неожиданная информация по истории совет­ ского государства, был разоблачен культ личности Сталина, выходили на свободу политические заклю­ ченные, реабилитировались жертвы репрессий 30-х годов. Поскольку все мы были из семей, так или ина­ че опаленных войной, особое потрясение вызыва­ ли опубликованные данные о репрессиях накануне Великой Отечественной войны. «В 1937-1938 го­ дах и позже в результате необоснованных репрес­ сий погиб цвет командного и политического соста­ ва Красной армии. Как „агенты иностранных раз- ведок“ и „враги народа" были осуждены и уничто­ жены три из пяти имевшихся в то время маршала Советского Союза —М. Н. Тухачевский, В. К. Блю­ хер, А. И. Егоров; погибли все командующие вой­ сками военных округов, в том числе И. П. Уборевич, И. Э. Якир, а также возглавлявшие флот В. М. Ор­ лов, М. В. Викторов; погибли крупные организаторы партийной работы в армии Я. Б. Гамарник, А. С. Бу- лин, Г. А. Осепян, М. П. Амелин; были уничтожены либо разжалованы и подвергнуты длительному за­ ключению видные военные деятели и герои граж­ данской войны, в том числе А. И. Корк, Р. П. Эй- дельман, И. С. Ушплихт, Е. И. Ковтюх, П. Е. Дыбен­ ко, И.Ф. Федько, И. Н. Дубовой. Из армии были устранены почти все командиры корпусов, дивизий, бригад, около половины командиров полков, члены военных советов и начальники политических управ­ лений округов, большинство военных комиссаров корпусов, дивизий, бригад, а также около одной тре­ ти военкомов полков»1. Ростки зарождающейся демократии воспринима­ лись в нашем тоталитарном государстве как огром­ ная радость, как предвестники неизбежных перемен. Конечно, мы знали о многих «болячках» советского общества: о диссидентах, проблемах сельского хо­ зяйства, забастовках. Знали и о привилегиях партий­ ных и профсоюзных работников, по ночам слушали «вражеские» голоса («Голос Америки», «Свободную Европу»), несмотря на то что их постоянно глушили. Постоянно спорили о политике... Однако этого было недостаточно для того, что­ бы изменить наше мировоззрение. Ведь вся систе­ ма школьного и вузовского образования, все сред- Краткая история,—М.: Воениздат, 1965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz