Дранишников, В. В. Русская (поморская) народная песня // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 93-96.

В.В. Дранишников РУССКАЯ (ПОМОРСКАЯ) НАРОДНАЯ ПЕСНЯ 95 не вернулся, то муж погиб. Смотрят на нас со стен молодые парни с желтых довоенных фотографий. Есть в поморских семьях прекрасный обычай - вме­ сто картин вешать на стенах фотографии близких людей нескольких поколений. Как это замечатель­ но - все время видеть родных. Кто знает, может, и они видят нас... Когда мы допивали уже второй самовар под шутки старушек: «Вода не тесто, найдет место», «Вода дырочку найдет», «Пузо лопнет - коленки обожжешь», одна из них, лукаво улыбаясь, спросила «Ну, гости дорогие, может, загадку сказывать?». Ре­ бята полезли за ручками и блокнотами: «погодите минутку, мы запишем». Когда все приготовились, она загадала: Был я на копанте, Был я на топанте. Был я на кружале, Был я на пожаре, молод был - семью кормил, А стар я стал - пеленаться стал. Другая соседка, не дожидаясь, когда мы отга­ даем, загадала свою загадку: «Безделица в петлю попала». Наша гостеприимная хозяйка тоже не вы­ терпела: «Пятеро держат, пятеро пихают, двое на­ блюдают, правильно ли пихают». Мы молчим, мор­ щим лбы. Да разве отгадаешь? Старушки довольны, видя нашу беспомощность: «Это же просто! Пер­ вое - чугунный горшок, второе - пуговица, которую пришивают, третье - нитку в иглу вставляют». - А с «картинками» загадки знаете? - С какими еще «картинками»? - недоумеваем мы. - Ну слушайте, да не пугайтесь, что они как будто неприличные. Загадки с «картинками» на по­ верку оказались самыми безобидными: «Распусти- лася мохнатка, запустила беляка» (рукавица на ру­ ке), «Черный кот Матрену трет. Кот хохочет, Мат­ рена еще хочет» (сковородку крылом-помазком сма­ зывают), «как у девки у молодки загорелося в серед­ ке, а у парня-молодца вдруг закапало с конца» (го­ рячий самовар). Загадав все эти загадки, старушки заливисто хохочут: «Ишь, образованные, а отгадать не може­ те!». Я спрашиваю: «Это кто же такие загадки при­ думывает?» «Да наши мужики, - то ли в шутку, то ли всерьез отвечают старушки, - Ночи-то зимой длинные. Ни электричества нет, ни радио. Лежат на печи, да этакое и придумывают. Потом придут на посиделки, да и смешат девок». А я все ждал, когда же будут песни и боялся, поймут ли их современные школьники. Но вот ста­ рушки приутихли, задумались, словно устали от разговоров и смеха. Может, вспоминали что-то? Одна из них неожиданно запела высоким, тонким, звенящим, как струна, голосом. И словно задел этот голос какой-то нерв. Все мы приподняли головы, прислушиваясь. Песня рассказывала о безответной любви. Старушки не спеша, будто нехотя, одна за другой, подхватывали песню, и вот она уже льется широко и все сильнее и сильнее завораживает нас: Болит мое сердце. Чует крепко боль. Пойду к морю: Не плывет ли с моря кто... У старых поморок лица в морщинах, седые во­ лосы, но глаза, какие у них глаза! Они ожили, в них - тоска, боль, скорбь. Я еще никогда не видел, чтобы люди пели с таким самозабвением. Это не просто исполнение, это игра. Нет, не игра - это сама жизнь... Еще я смотрел на ребят. Их глаза были расши­ рены, позы неподвижны - все говорило о внимании. А песня звучала, и чья-то боль все сильнее волнова­ ла меня, я слышал учащенный стук своего сердца. Потом мне стало казаться, что я слышу, как стучат сердца и ребят, и поморок - они стучали в унисон. А песня звучала... И теперь я думал лишь об одном - о том, что она должна вот-вот кончиться, а хотелось, чтоб она была бесконечной... Наступила тишина. Молчали все: и старушки, и ребята, и я. Всем было хорошо, никто ни о чем не спрашивал, да и зачем? Чувства ведь не переска­ жешь. Казалось, что в воздухе еще вьется образ пес­ ни, и если кто-то заговорит, он исчезнет. Наверное, и старушки особым чутьем уловили, что пение нам очень понравилось. Потом спели еще одну песню, потом еще, и так... до утра. Если бы еще месяц на­ зад кто-нибудь мне сказал, что современные школь­ ники после многодневного похода, усталые, насы­ щенные до предела впечатлениями походной жизни, будут всю ночь с удовольствием слушать народные песни, радоваться им и даже по возможности подпе­ вать, то я бы не поверил. Только здесь, на Терском берегу, они поняли душу поморской песни, открыли для себя ее красоту и увидели еще одну грань ду­ ховного богатства земли русской. Спасибо вам за это, варзужанки! Несколько лет спустя, на одной из всероссий­ ских туристско-краеведческих конференций, прово­ дившихся в рамках экспедиции пионеров и школь­ ников «Мое Отечество», мне предложили выступить с докладом «Эстетическое воспитание школьников в многодневных походах-экспедициях». Зал очень доброжелательно выслушивал мое выступление до тех пор, пока я не начал рассказывать о том, как го­ родские дети воспринимали народную песню. Когда я сказал, что они не только с удовольствием слуша­ ли, но и подпевали старушкам, по залу пронесся шумок недоверия. А упоминание о том, что в тече­ ние недели после похода поисковики распевали на переменах в школе поморские песни, вызвало смех и издевательские аплодисменты. Трудно выступать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz