Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.
34 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ В.В. АРАНИШНИКОВ О СТАРОСТИ И СМЕРТИ (попытка педагогической реф лексии процесса старения) Чувства жизни нет без чувства смерти... Е. Евтушенко П ожилой человек, если он состоялся как личность, как профессионал, в ду ховном плане всегда самодостаточен. Социальный опыт («мудрость жизни»), духовные силы позволяют ему спокойно, с достоинством пе реносить «букет» болезней, неудачи и ошибки де тей, материальные трудности, людское равнодушие, пугающий старческий маразм и ожидание финиша жизни - смерти. Тревожат лишь несколько обстоя тельств: не все успел сделать, о чем мечтал, не все сделал хорошо, но самая главная тревога - не хочет ся быть в тягость родным, близким, друзьям. В свое время Пушкин со свойственной таланту честностью и беспощадностью устами эгоиста Онегина сказал известные всем слова: Но, Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь. Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять. Ему подушку поправлять. Печально подносить лекарство. Вздыхать и думать про себя: «Когда же черт возьмет тебя!». Естественно, такое отношение к стареющим родственникам для патриархальной, религиозной, крестьянской семьи XIX века было так же нетипич но, как и для образованной дворянской семьи. Сам Пушкин заботливо ухаживал за старой больной ма терью. А пренебрежительное, «онегинское», отно шение к стареющим родным в связи с кризисом се мьи распространилось во второй половине XX века в ряде стран и очень усложнило жизнь стариков. С возрастом многое уходит: здоровье, силы, близкие люди, непримиримые враги, рушатся «воз душные замки», теряется диалектичность мышле ния, формируются многочисленные стереотипы, мешающие адекватно воспринимать иерархию но вых жизненных ценностей. Есть и другие «болевые точки» у пожилых лю дей: ранимость, обидчивость, беззащитность. Эти психологические особенности возраста лечит лишь одно «лекарство» - человеческая забота и внимание со стороны всех, кто моложе. А еще в возрасте при дется пройти «полосу разочарований»: иногда в близких людях, друзьях, коллегах, бывает, и в целом обществе, государстве, местной власти и т.д. Не ме нее тяжело для честных людей проходит переоценка мировоззренческих и духовно-нравственных ценно стей, с которыми была связана вся сознательная жизнь. Но многое с возрастом и приходит. Например, способность критически оценивать свою жизнь: и профессиональную, и семейную, и духовную. Воз раст дает возможность понять, почему человек со стоялся или не состоялся, открывает первопричину успехов и неудач, позволяет философски осмыс лить, по крайне мере, свою жизнь и жизнь близких людей. Это невозможно сделать в юности, когда жиз ь еще не состоялась. Не менее грудно оцени вать жизнь в рассвете лет, в зрелости. Мешает «го ловокружение» от успехов, если они есть, и от не удач, особенно если непонятны их причины. Воз раст приближает человека к пониманию смысла жизни, который, по-моему, можно выразить корот кой фразой: «Достойно жить, достойно умереть - вот главное предназначенье человека». С возрастом осознаешь, что жизнь в целом все- таки справедлива хотя бы в том, что за все рано или поздно приходится платить, и это справедливая пла та: за наши минутные слабости, лень, трусость, эго центризм, беспринципность, зависть, тщеславие, жадность, гордыню, бездуховность и т.д. Главное - каждый человек сам, осознанно или не очень осоз нанно, делает тот или иной выбор в повседневной, обыденной обстановке, когда, по Юрию Левитан- скому: Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку. Каждый выбирает для себя. Еще более осознано человек делает самостоя тельный выбор в критических, экстремальных си туациях своей жизни или жизни общества, например в годы войн, революций, тех или иных социальных потрясений. Об этом очень точно сказал поэт воен ного поколения Семен Гудзенко: В этом зареве ветровом Выбор был не большой. Но лучше придти с пустым рукавом, Чем с пустой душой. В молодости мне казалось, что самое трудное - достойно жить, «по совести» (слова А.И. Солжени цына). Сейчас я осознал, что еще труднее - достой но состариться. Не все люди выдерживают этот трудный экзамен. Действительно, к старости трудно привыкнуть. Так уж создан человек, что когда его не очень беспокоят болезни, он считает себя намного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz