Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.

40 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ самый трудный. Он является самым надежным тес­ том, проверяющим нравственность своих детей, близких родственников, друзей... Но и старики к этому времени уже накопили опыт старения, суще­ ствования в беспомощном положении, приобрели умение переносить все новые и новые удары возрас­ та как неизбежную данность... Часто у измученных болезнями людей конча­ ются и физические, и духовные силы. Иногда стари­ ки начинают неадекватно воспринимать окружаю­ щую действительность. Это самый тяжелый, мучи­ тельный огрезок жизни, и его с меньшими или большими страданиями, в комфортабельных или, наоборот, антисанитарных условиях предстоит пройти каждому из нас. Для многих людей наступает или уже наступил «вечер жизни». Пусть он будет долгим, безболез­ ненным, спокойным, обеспеченным, пусть старики будут окружены заботой и вниманием близких лю­ дей и, главное, согреты осознанием состоявшейся, не зря прожитой жизни. P.S. 19 марта 2007 года я был сбит легковой машиной на пешеходном переходе у магазина «Гло­ бус», с серьезной черепно-мозговой травмой, пере­ ломанными ребрами, ранами на лице и многочислен­ ными ушибами в бессознательном состоянии дос­ тавлен в Мурманскую областную больницу. Очнулся я в приемном покое. Прямо здесь, а не в операционной, грубо и спешно хирург накладывал мне швы на раны лица... Болело все таю, особенно голова и грудь. Я попытался пошутить: «Вы не спутали лицо с брюками?». Ответ был жесткий: «Вам надо думать о том, как выжить, как не стать инвалидом, а не о том, как будете выгля­ деть». Не знаю, кого благодарить: Всевышнего, анге- ла-хранителя, судьбу, врачей или всех, вместе взя­ тых... Я знаю, что за меня молились, ставши в церквях свечки. Я выжил, не стал инвалидом, хотя последствия травмы достаточно серьезны. Пребы­ вание в больнице, в экстремальных условиях, когда я не мог ходить и даже терял речь, заставляло по­ стоянно думать о жизни и смерти, о непредска­ зуемости судьбы. Как никогда остро ощущал я ту невидимую тонкую и хрупкую грань между жизнью и смертью. После этого я еще раз убедился в пра­ вильности некоторых, казаюсь бы, субъективных суждений, высказанных мной в этой статье. ЛИТЕРАТУРА 1. Ильин И.А. Собр. сочинений в 10 т. - Т. 3. - М.: Русская книга, 1994. 2. Корчак Я. Педагогическое наследие/Сост. К.П.Чулкова. - М.: Педагогика. 1990. 3. Кураев А. Школьное богословие. - СПб.: Светло­ яр, 2000. 4. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М., 1997.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz