Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.

В.В. Дранишников О СТАРОСТИ И СМЕРТИ 39 преступления мы будем пожинать многие десятиле­ тия. Ведь и на Кольской земле кто-то хорошо зара­ батывает на рекламе проституции (простите, на «ор­ ганизации службы знакомств»), было и время, когда ночами по телевидению открыто транслировалась порнографическая продукция. Это был тоже показа­ тель свободы. В отличие от экономики, никакие ин­ вестиции, даже долларовые, этим людям уже не по­ могут, их «поезд детства» ушел навсегда... В советской России - тоталитарном государст­ ве - детей воспитывали на примере и по образу Ти­ мура и его команды, которые втайне добровольно помогали больным, пожилым и нуждающимся лю­ дям. В постсоветской России телевидение создало другой образ для подражания - симпатичного бан­ дита Сашу Белого из сериала «Бригада». Думается, здесь выполняется чей-то конкретный заказ - раз­ вратить и споить юные поколения, ведь управлять опустившимися, спившимися, необразованными людьми гораздо легче... Я установил еще одну удивительную общность между собой в пожилом и детском возрасте. Хоро­ шо помнится, как в детстве мы, мальчишки, любили подолгу смотреть на небо, на движущиеся облака. Небо тогда казалось одушевленным. Мы лежали на траве или на крыше сарая и как завороженные лю­ бовались движением облаков. В разное время дня они меняли окраску от белого до тревожно­ пугающего красного цвета, рисовали живые, посто­ янно меняющиеся картины. Иногда они напоминали каких-то сказочных животных, иногда - удивитель­ ные орнаменты нерукотворных узоров. Может, это были подсознательные отголоски космического происхождения человечества.... С возрастом желание пялить глаза в небо про­ пало, все самое интересное, казалось мне, находится рядом, на родной, близкой, такой понятной земле. А в пожилом возрасте желание смотреть в небо верну­ лось снова. Может, это душа напоминает о времен­ ном присутствии на земле? Я ловлю себя на мысли, что в любом пейзаже для меня самым главным его элементом стало небо, такое разное: низкое, высо­ кое, светлое, хмурое, гнетущее, пылающее закатом, фозное, страшное, нежное... Оно поднимает на­ строение, снимает стрессы или, наоборот, негативно влияет на психику. Может быть, действительно про­ снулось в подсознании понимание того, что близок день пути в мир иной... Общаясь со сверстниками и коллегами, кото­ рые немного старше меня, я с радостью узнал, что и для них смотреть на небо было одним из любимых занятий. Более того, многих, в отличие от меня, не­ бо «манило» всю жизнь, а Н.И. Ливадний, человек творческий, по этому случаю даже передал мне сти­ хотворение как продолжение темы: Ах, какое у неба лицо! И глаза у неба какие... Мне без неба всегда нелегко, Мне без неба как без России. На земле я смеюсь и рыдаю, На земле я люблю и молюсь, Потому - это твердо я знаю, Я без неба - себе не гожусь. Недавно, просматривая 10-томное собрание сочинений своего любимого философа Ивана Ильи­ на, я случайно (а может, и совсем неслучайно) встретил у этого мудрого человека рассуждения об облаках: «Я полюбил облака еще ребенком. Я не знал, за что, и не мог бы тогда рассказать, чем они меня пленяют. Но я мог любоваться ими без конца. Они казались мне живыми существами, которые са­ ми плывут в блаженную даль и меня зовут с собою: там жизнь воздушна и светла, легка и радостна. Ка­ кие-то желанные сны просыпались в душе, какие-то чудесные сказки завязывались в этих облаках... Как только жизнь становится мне в тягость, как только земные обстоятельства кажутся мне непосильны­ ми, - я обращаюсь к облакам, я ухожу в их созерца­ ние и утешаюсь» [1. С. 258]. Разве не удивительно, что люди разного возраста, социального опыта, да­ же живущие в разных странах, в разное время так одинаково воспринимают окружающий мир?... Есть разные классификации старости. На обы­ денном уровне говорят: 60 лет - детство старости, 65 лет - юность старости, 70 лет - зрелость старос­ ти. Приятно себя чувствовать в юности, хотя бы и в старческой... Одна из принятых наукой классифика­ ций такова: средний возраст - 45-60, пожилой - 60- 75, старческий - 75-90, долгожители - 90 лет и бо­ лее. Содержание жизни, проблемы, здоровье, ду­ шевное состояние на разных этапах старения очень различно. Если в 60-65 лет главное для пожилых людей - адаптироваться к новому образу жизни (как трудно отказаться от привычной трудовой деятель­ ности и общественного признания, особенно если ты был профессионалом высокого класса), социаль­ ному положению неработающего пенсионера, в том числе и к материальным трудностям, к невостребо- ванности обществом твоих знаний и социального опыта и т.д. Однако в этом возрасте часто есть воз­ можность где-то прирабатывать, неважно, в каком качестве: сторожем, дежурным, уборщицей. Еще Гесиод сказал: «Труд никакой не позорен, позорна одна только праздность», а «привычка к труду бла­ городная» у большинства россиян остается на всю жизнь. Работа дает возможность избежать нищеты, быть менее зависимым от государства и от не всегда внимательных и заботливых родственников, а глав­ ное, позволяет жить как все, как всегда - трудом. В более преклонном возрасте здоровье уже не позволяет заниматься ни производственной, ни об­ щественной деятельностью. Нередко болезни при­ ковывают стариков к постели. Этот период старости

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz