Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.

38 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ еще можно перечислить, но знаю, что один грех на душу не возьму - не кончу жизнь самоубийством ни при каких обстоятельствах. Чашу жизни и чашу страданий выпью до дна. Известный религиозный деятель, диакон Анд­ рей Кураев - философ, богослов, писатель- публицист, профессор Московской духовной акаде­ мии, старший научный сотрудник кафедры религио­ ведения МГУ - справедливо утверждает: «Может быть, самое разительное отличие современной куль­ туры от культуры христианской - в неумении уми­ рать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время - время умирать. Ушла культура ста­ рения, культура умирания. Человек подходит к по­ рогу смерти не столько всматриваясь за его черту, сколько без конца оглядываясь назад и с ужасом вычленяя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. Старость из времени подготовки к смерти, когда «о душе пора подумать», стала време­ нем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние права. Она стала временем зависти...» [3. С. 365]. В унисон этим взглядам звучат слова выдаю­ щегося швейцарского психолога К.Г. Юнга: «Со­ вершенно неподготовленными вступаем мы во вто­ рую половину жизни, хуже того, мы предпринимаем этот шаг с ложной уверенностью, что наши истины и идеалы (обычно материалистические. - Прим. ав­ тора) будут служить нам вечно. Но мы не сможем проводить сумерки жизни в соответствии с про­ граммой ее зари, ибо то, что на заре было здоровым, становится мелким в сумерки, а утренние истины вечером становятся ложью» [4. С. 32]. Значит, чело­ веку надо находить новый смысл жизни, и в этом ему никто не может помочь, кроме себя самого... Можно достойно, даже красиво, состариться и спокойно, с чистой совестью, умереть. Так бывает редко. Очень редко. Лишь тогда, когда человек осознает - он сделал все, для чего жил на земле. Большинство людей даже не задумывается об этом. Но стоит человеку осознать свою, пусть даже скромную, роль «на этом свете», как сразу жизнь обретает смысл, душа - спокойствие, а страх смерти пропадает. Убедительно об этом сказал пушкинский герой: «Исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному...» Недавно ушел из жизни писатель Виктор Ас­ тафьев. Все в жизни он делал спокойно, добротно, без показухи. Достойно испил чашу сиротского горького детства, не озлобился. Добровольцем ушел на фронт. Достойно воевал в звании рядового, всю войну провел на передовой. Видно, оберегала его судьба, и не ошиблась... Достойно писал, не разги­ бая спины, по 10-12 часов в сутки. Стал при жизни общепризнанным классиком, оставаясь добрым, со­ вестливым, но умеющим не заискивая, жестко гово­ рить правду любому начальству. Весь талант, здо­ ровье, силы без остатка отдавал творчеству. На за­ кате жизни на трудовые «писательские» деньги в деревне, где жил, открыл библиотеку, построил ча­ совню. Спокойно, осмысленно написал завещание. Смерти не боялся. Умер зимой. В Сибири, в глухой деревне за фобом писателя «по зову души» шло бо­ лее 20 тысяч человек... Уж как «светятся» на теле­ экранах модные современные писатели, щеголяют образованностью, имиджем «инженеров человече­ ских душ». Справедливо получают призы, премии, даже международные. Но есть и высшая награда, которую не вручают, но тем не менее она самая ве­ сомая и дорогая - это народная любовь. И именно эту награду еще при жизни получил В.П. Астафьев. Это великое искусство - уметь умирать. К смерти надо готовиться заранее. Готовиться долго, может быть, всю жизнь. Многие известные люди «окрашивали» ста­ рость в светлые тона. Так, у русского философа С.Ф. Франка есть мысль о «просветленной старос­ ти», мудрость, спокойствие и достоинство звучат в строках поэта Федора Сологуба: День только к вечеру хорош. Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти. Закону мудрому поверьте - День только к вечеру хорош. Как это ни странно, но у старости и детства есть много общего. В античности существовал афо­ ризм «Старики дважды дети». Старики и дети, не­ смотря на возрастную разницу, как правило, самые беззащитные граждане, нуждающиеся в помощи го­ сударства. Существует надежный тест на нравст­ венность общества - отношение к людям, которые не являются производителями материальных ценно­ стей, т.е. к старикам и детям. Но если бы меня спро­ сили: «Кому из этих двух обездоленных категорий при скудности нашего бюджета, следует отдавать предпочтение?», то без колебания отвечу: «Детям!». Дети, не получившие в раннем возрасте любви, за­ боты, образования, воспитания, - не просто несча­ стные люди. В будущем - это в лучшем случае тол­ стокожие озлобленные неудачники, в худшем слу­ чае - преступники. В свое время, повзрослев, они сполна воздадут обществу, в первую очередь стари­ кам и инвалидам, равнодушием и жестокостью за свое несостоявшееся детство. Общество, в котором при запредельной роскоши «новых русских», мате­ риально процветающей армии чиновников - в массе своей малопрофессиональных, безнравственных и бездуховных людей, существуют беспризорничест- во, детская проституция и наркомания - тяжело больное общество. В 90-е годы псевдодемократическое россий­ ское государство, рассуждая о гуманизме и общече­ ловеческих ценностях, искалечило души миллионов детей нищетой, жестокими и эротическими филь­ мами, бесстыдной рекламой пива... Плоды этого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz