Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.
В.В. Дранишников О СТАРОСТИ И СМЕРТИ 37 ный вчерашними соратниками по партии, будет просить яд, чтобы добровольно уйти из жизни, об легчив этим физические и душевные страдания. Но чашу тяжелых страданий ему пришлось испить до конца, может быть, это и не случайно, и справедли во... Бывает и так, что человека заставляет добро вольно идти на смерть нравственный долг, совесть, специфика профессии. Так, 21 июля 1942 года поль ский педагог Януш Корчак писал в своем «Дневни ке»: «Трудное это дело - родиться и научиться жить. Мне осталась задача куда легче - умереть. Я хотел бы умирать в полном сознании, сохраняя при сутствие духа». [2. С.5]. Спустя 15 дней Корчак, де вять воспитателей и двести детей «Дома сирот» варшавского гетто будут умерщвлены в газовых ка мерах лагеря смерти Треблинка II. Зная популяр ность Корчака как педагога, врача, детского писате ля далеко за пределами Польши, фашисты предло жили ему оставить детей, сохранив таким образом свою жизнь, но педагог-гуманист не мог предать воспитанников. Он сам провел детей к вокзалу через Варшаву, держа за руки самых маленьких. Дети шли единым строем, держа над головой зеленое знамя надежды с четырехлистным золотым клевером. К этому факту из истории гуманистической педагоги ки просто нечего прибавить... По этическим соображениям я не буду гово рить об известных людях, наших земляках, которые неожиданно тяжело заболели и с разной степенью достоинства прошли через страдания и мучения, ко торые умозрительно представить невозможно. Но я глубоко уверен, что это была справедливая плата за недостойные поступки в жизни, за эгоцентризм, равнодушие и даже жестокость по отношению к родным, друзьям, коллегам... Лет двадцать пять назад я несколько месяцев учился в Москве. Работал в «Ленинке», имел воз можность посещать театры, встречаться с извест ными писателями, поэтами, общественно- политическими деятелями (тогда началась пере стройка, и в столице «бурлила» демократия). В вос кресные дни я любил просто бродить по Москве в районах, где никогда не был. Однажды, совершенно случайно, зашел на выставку французского фото мастера. Фамилию его уже не помню, но хорошо помню интригующее название выставки: «За что...». На выставке было представлено 100 фотографий, запечатлевших невероятные страдания умирающих от рака стариков, старух, людей средних лет. Круп ным планом фотофаф беспощадно, даже жестоко, показал страшную правду возможного ухода из жизни. Посетители не могли присутствовать в этом помещении более 15-20 минут - такая там была жуткая аура. Казалось, каждый несчастный на фото графии превратился в вампира и высасывает твои жизненные силы. Люди выходили из выставочного салона опустошенные, расстроенные, со слезами на глазах, повторяя слова названия выставки: «Боже мой, за что?». И я тоже вместе со всеми думал: «Ну, действительно, за что? Какая несправедливость! Разве таким должен быть итог человеческой жиз ни?». Мне тогда было около сорока лет. А теперь, когда мне за шестьдесят, я хорошо понимаю, «за что» и «почему»... Но для того, чтобы все это по нять, мне надо было похоронить маму, отца, десятки близких людей, жизнь которых я наблюдал многие годы, стать свидетелем страданий умирающих лю дей - не менее жутких, чем те, которые были пока заны на снимках французского фотографа, ведь снимки не передавали стонов, криков, жалоб, плача конкретных людей, обращенных к тебе... Жизнь сама по себе - великий фантазер на те мы добра и зла, она «придумывает» такие невероят ные человеческие сюжеты, которые не под силу да же самым талантливым писателям. Теперь я пони маю: нельзя перехитрить жизнь, свою судьбу. Дей ствительно, за все сполна придется платить. В опре деленных пределах можно влиять на судьбу. Она напоминает огромную широкую реку с сильным те чением. Плыть против течения нам не дано, но в пределах широкого русла выбирать нужный фарва тер - наше право, наша возможность, но на это ухо дят огромные физические и духовные силы. Глав ное, надо научиться достойно принимать подарки и удары судьбы. Они не случайны, и мы к ним имеем прямое отношение. Надо научиться достойно, до конца нести свой крест через все трудности и испы тания. Однажды, увидев физические страдания тяже лобольного любимого преподавателя, я спросил у выпускника пединститута Василия Вольского (сего дня священника): «Ну, как может Бог позволить в отношении старого, заслуженного человека допус тить такие неимоверные страдания?» На что он от ветил: «Бог спасает ее душу. Спасти душу можно только через страдания и покаяние...» Недавно я прочитал интересную мысль писателя К.С. Льюиса: «Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если не услышан - то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести - то Бог обращается через рупор страданий...». Иногда боль заставляет человека наложить на себя руки. Религия считает самоубийство большим грехом: «Бог дает человеку жизнь, Бог должен ее и взять». Свое негативное отношение к самоубийцам церковь показывает и тем, что не совершает по ним похоронный обряд по христианским обычаям... Есть люди, которые не боятся смерти. Я верю им, так как знаю их мировоззрение, жизненный путь, характер. Сам смерти боюсь. Боюсь умирать, боюсь «не жить», боюсь встречи с Всевышним. Грешен, очень грешен... Не всегда, даже перед своей совестью, ка ялся. Лишь в зрелые годы «дорос» до религии. Не хожу в церковь, не соблюдаю пост... Много чего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz