Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.
36 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ которому они, как им наивно кажется, не имеют и никогда не будут иметь никакого отношения. Не случайно во всех странах мира народная педагогика стремится воспитывать подрастающие поколения в уважении к старым людям, чтобы хоть как-нибудь облегчить их участь и напомнить молодежи, что и ее ждет такой же удел. К сожалению, справедливости ради, надо заме тить, что и среди стариков встречаются занудные, ворчливые, несправедливые, вечно всем и всеми не довольные люди. Но это не столько «болезни» ста рости, сколько недостатки воспитания в детстве, юности, зрелом возрасте. Выдающийся русский ис торик Ключевский очень точно подметил: «Ста рость для человека что пыль для платья, выводит наружу все пятна характера». И все же мне думает ся, что «старость всегда права»... Прочитав множество книг (философских, пси- холого-педагогических, религиозных), где на разном уровне и с разным подтекстом в той или иной мере говорится о старости и старении, самым близким к своей человеческой позиции я ощущаю высказыва ние французского писателя А. Моруа: «Искусство старения заключается в том, чтобы быть для моло дых опорой, а не препятствием, учителем, а не со перником, понимающим, а не равнодушным». Уже первые годы жизни после шестидесяти позволили мне осознать гениальность строк «суха теория, мой друг...». Множество книг и опыт обще ния с пожилыми людьми, накапливавшийся десяти летиями, оказались менее убедительными, чем не большой, но собственный опыт старения. Очень бы стро я сделал для себя открытие, не доставившее ра дости. К нему пришлось привыкать и принимать его как данность старения. Ни с того ни с сего появился вдруг у меня букет болезней, о которых я либо ни чего не знал, либо имел самое смутное представле ние. Я был убежден, что мне и своих привычных болезней хватит, чтобы было чем заниматься на пенсии и куда тратить деньги. Но «новые гости» так не считали и настырно набивались в друзья. Однако и к этому я скоро привык, но пока психологически не сумел преодолеть страх того, что на каком-то этапе старения наступят дряхлость и полная физи ческая беспомощность, то есть полная невозмож ность обслужить самого себя... Это страшно! Из своего уже значительного десятилетнего опыта жизни работающего пенсионера и пожилого человека могу сделать первые, может быть, поверх ностные выводы. В принципе в пожилом возрасте можно жить относительно хорошо при наличии ряда внутренних и внешних условий, которые, к сожале нию не всегда выполнимы: - если человек постоянно не испытывает мучи тельную боль; - если он не унижен нищенским существова нием и заботой о хлебе насущном; - если он окружен хотя бы минимальной забо той и вниманием родных и государства; - если его не мучает совесть за совершенные в жизни безнравственные поступки; - если у него была интересная жизнь, воспо минаниями о которой скрашивают сегодняшнюю; - если он сохранил интерес к жизни, особенно к ее духовной сфере; - если он хотя бы немного востребован кем-то: родными, друзьями, бывшими коллегами, общест венными и государственными организациями. Есть интересный афоризм: «Животное знает лишь то, что должно жить, а человек и то, что дол жен умереть». Уже с самого раннего детства дети задумываются о взрослых, философских вопросах: «Почему нет бессмертия? Для чего человек живет? Что такое счастье? Почему перед смертью многие люди испытывают страшные страдания?». И вдруг оказывается, что некоторые люди, которые совсем недавно мечтали о долгой жизни, боялись смерти, иногда, даже в раннем возрасте, добровольно из нее уходят. Жизненные обстоятельства и ее тяготы ста новятся им не под силу. Существует страшная ста тистика, показывающая, как легко россияне, осо бенно мужчины, сводят счеты с жизнью. Так, при чины смерти мужчин в возрасте от 20 до 55 лет сле дующие: от болезней - 35,6 %, от несчастных случа ев - 25,2 %, от убийств - 7,8 %, от алкогольных от равлений - 6,8 %, от дорожно-транспортных проис шествий - 5,2%, а от самоубийств - 19,4 %! Иногда из жизни уходят по принципиальным соображениям, как, например, известные француз ские социалисты Лафарги. Поль Лафарг (1842- 1911)- один из самых талантливых пропагандистов марксизма, автор ряда книг, широко известных в конце XIX-начале XX веков. В.И. Ленин очень вы соко ценил его просветительскую деятельность, и когда в эмиграции возникла возможность встретить ся с Лафаргами, вождь российского пролетариата посчитал эту встречу за большую честь для себя. Лафарги еще в молодые годы приняли решение, что, достигнув старости, одновременно уйдут из жизни, и они это сделали, перерезав себе вены. Молодым я разделял их философскую пози цию о жизни и смерти и добровольный уход из жиз ни рассматривал как проявление мужества и удиви тельной преданности друг другу. Прагматик В.И. Ленин сурово осудил поступок Лафаргов. Он считал, что революционер не имеет права кончать жизнь самоубийством, так как среди рабочего клас са не хватает популяризаторов марксизма, и поэто му до тех пор, пока социалист может хотя бы писать для рабочих изданий, он должен до последней ми нуты жизни оставаться бойцом и таким образом бо роться за интересы пролетариата. Кто бы мог тогда подумать, что сам вождь со циалистической революции, измученный тяжелой, прогрессирующей, неизлечимой болезнью, предан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz