Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.

36 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ которому они, как им наивно кажется, не имеют и никогда не будут иметь никакого отношения. Не­ случайно во всех странах мира народная педагогика стремится воспитывать подрастающие поколения в уважении к старым людям, чтобы хоть как-нибудь облегчить их участь и напомнить молодежи, что и ее ждет такой же удел. К сожалению, справедливости ради, надо заме­ тить, что и среди стариков встречаются занудные, ворчливые, несправедливые, вечно всем и всеми не­ довольные люди. Но это не столько «болезни» ста­ рости, сколько недостатки воспитания в детстве, юности, зрелом возрасте. Выдающийся русский ис­ торик Ключевский очень точно подметил: «Ста­ рость для человека что пыль для платья, выводит наружу все пятна характера». И все же мне думает­ ся, что «старость всегда права»... Прочитав множество книг (философских, пси- холого-педагогических, религиозных), где на разном уровне и с разным подтекстом в той или иной мере говорится о старости и старении, самым близким к своей человеческой позиции я ощущаю высказыва­ ние французского писателя А. Моруа: «Искусство старения заключается в том, чтобы быть для моло­ дых опорой, а не препятствием, учителем, а не со­ перником, понимающим, а не равнодушным». Уже первые годы жизни после шестидесяти позволили мне осознать гениальность строк «суха теория, мой друг...». Множество книг и опыт обще­ ния с пожилыми людьми, накапливавшийся десяти­ летиями, оказались менее убедительными, чем не­ большой, но собственный опыт старения. Очень бы­ стро я сделал для себя открытие, не доставившее ра­ дости. К нему пришлось привыкать и принимать его как данность старения. Ни с того ни с сего появился вдруг у меня букет болезней, о которых я либо ни­ чего не знал, либо имел самое смутное представле­ ние. Я был убежден, что мне и своих привычных болезней хватит, чтобы было чем заниматься на пенсии и куда тратить деньги. Но «новые гости» так не считали и настырно набивались в друзья. Однако и к этому я скоро привык, но пока психологически не сумел преодолеть страх того, что на каком-то этапе старения наступят дряхлость и полная физи­ ческая беспомощность, то есть полная невозмож­ ность обслужить самого себя... Это страшно! Из своего уже значительного десятилетнего опыта жизни работающего пенсионера и пожилого человека могу сделать первые, может быть, поверх­ ностные выводы. В принципе в пожилом возрасте можно жить относительно хорошо при наличии ряда внутренних и внешних условий, которые, к сожале­ нию не всегда выполнимы: - если человек постоянно не испытывает мучи­ тельную боль; - если он не унижен нищенским существова­ нием и заботой о хлебе насущном; - если он окружен хотя бы минимальной забо­ той и вниманием родных и государства; - если его не мучает совесть за совершенные в жизни безнравственные поступки; - если у него была интересная жизнь, воспо­ минаниями о которой скрашивают сегодняшнюю; - если он сохранил интерес к жизни, особенно к ее духовной сфере; - если он хотя бы немного востребован кем-то: родными, друзьями, бывшими коллегами, общест­ венными и государственными организациями. Есть интересный афоризм: «Животное знает лишь то, что должно жить, а человек и то, что дол­ жен умереть». Уже с самого раннего детства дети задумываются о взрослых, философских вопросах: «Почему нет бессмертия? Для чего человек живет? Что такое счастье? Почему перед смертью многие люди испытывают страшные страдания?». И вдруг оказывается, что некоторые люди, которые совсем недавно мечтали о долгой жизни, боялись смерти, иногда, даже в раннем возрасте, добровольно из нее уходят. Жизненные обстоятельства и ее тяготы ста­ новятся им не под силу. Существует страшная ста­ тистика, показывающая, как легко россияне, осо­ бенно мужчины, сводят счеты с жизнью. Так, при­ чины смерти мужчин в возрасте от 20 до 55 лет сле­ дующие: от болезней - 35,6 %, от несчастных случа­ ев - 25,2 %, от убийств - 7,8 %, от алкогольных от­ равлений - 6,8 %, от дорожно-транспортных проис­ шествий - 5,2%, а от самоубийств - 19,4 %! Иногда из жизни уходят по принципиальным соображениям, как, например, известные француз­ ские социалисты Лафарги. Поль Лафарг (1842- 1911)- один из самых талантливых пропагандистов марксизма, автор ряда книг, широко известных в конце XIX-начале XX веков. В.И. Ленин очень вы­ соко ценил его просветительскую деятельность, и когда в эмиграции возникла возможность встретить­ ся с Лафаргами, вождь российского пролетариата посчитал эту встречу за большую честь для себя. Лафарги еще в молодые годы приняли решение, что, достигнув старости, одновременно уйдут из жизни, и они это сделали, перерезав себе вены. Молодым я разделял их философскую пози­ цию о жизни и смерти и добровольный уход из жиз­ ни рассматривал как проявление мужества и удиви­ тельной преданности друг другу. Прагматик В.И. Ленин сурово осудил поступок Лафаргов. Он считал, что революционер не имеет права кончать жизнь самоубийством, так как среди рабочего клас­ са не хватает популяризаторов марксизма, и поэто­ му до тех пор, пока социалист может хотя бы писать для рабочих изданий, он должен до последней ми­ нуты жизни оставаться бойцом и таким образом бо­ роться за интересы пролетариата. Кто бы мог тогда подумать, что сам вождь со­ циалистической революции, измученный тяжелой, прогрессирующей, неизлечимой болезнью, предан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz