Дранишников, В. В. О старости и смерти : (попытка педагогической рефлексии процесса старения) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 34-40.
В.В. Дранишников О СТАРОСТИ И СМЕРТИ 35 моложе, чем это записано в паспорте. В разных странах по-разному, но очень мудро и философски относятся к возрасту. В одних говорят: человеку столько лет, на сколько он выглядит, в других - че ловеку столько лет, на сколько хорошо он себя чув ствует... Но наш «учитель и судья» - жизнь - постепен но приучит каждого к пониманию того, что годы ле тят, что «были и мы, увы, когда-то, рысаками». Вос питанные подростки начинают уступать тебе место в троллейбусе, женщины смотрят на тебя «не заме чая», «мимо», вежливые продавцы говорят: «дедуш ка». Помню, когда меня награждали медалью «Ве теран труда», я готов был провалиться сквозь зем лю: так мне было стыдно подниматься на сцену за такой наградой, ведь ни физически, ни духовно я не считал себя пожилым человеком. Возраст виднее со стороны. Лет 15 назад я по лучил независимую характеристику о том, как я вы гляжу на самом деле... На рыбалке трехдневный дождь заставил меня уйти из палатки в избу, кото рая находилась в метрах восьмистах от озера. Когда я колол огромные суковатые чурки, сломал топори ще. Дней через двадцать зашел в избу, принес рыба кам новый топор. Углем на двери избы было напи сано послание, характеризующее меня и мой возраст (сохраняю авторскую орфографию): «Был беззубый, кривой дет. Не хрена энтот энтилигенд не умеед уг робил тапарище. Серега здери снего бутылку. Проси спирт». Поэтому сейчас, когда коллеги иногда гово рят дежурные комплементы типа: «Как Вы быстро ходите, за Вами не угонишься, ну просто юноша!» или «Как молодо Вы сегодня выглядите!», то я, улыбаясь, отвечаю: «Спасибо на добром слове, вы так внимательны», а сам вспоминаю «послание» рыбака... Старый человек, который пытается молодиться любым путем: поведением с претензией на внима ние, экстравагантной одеждой, ярким макияжем, - жалкое зрелище. Никакая косметика не скроет дряб лость старческой кожи, морщины, физическую не мощность. Если человек стесняется своего возраста, то это проявление одного из многочисленных ком плексов, от которого, как от вредных привычек, следует избавляться. Однако это совсем не значит, что пожилой человек не должен стремиться быть молодым, заботиться о здоровье, физической форме, модной одежде, внешности, просто нужно помнить известный кавказский тост: «Выпьем же за то, что бы наши желания соответствовали нашим возмож ностям!». Я не верю словам хорошей песни: «...мои го да - мое богатство», наверное, все-таки, мое богат ство - это то, что я сумел сделать для семьи, для людей, а возраст не заслуга, не порок, а всего лишь этап (не самый легкий) человеческой жизни. А как же быть людям, которые в силу тех или иных объек тивных, а бывает, и субъективных причин не сумели «состояться» как сильные, независимые личности, людям, у которых не хватает душевных сил? Надо искать другую опору: семью (бескорыстная забота о близких), увлечения (хобби), а, главное, надежную и проверенную временем опору - религию. Именно к ней с первых лет жизни, часто бессознательно, при ближаются все люди. Даже самые воинствующие атеисты и убежденные материалисты, когда их «приспичит» неизлечимая болезнь, тяжелое горе или неразрешимые проблемы, вспоминают религию и обращаются за помощью к Богу, как утопающий цепляется за соломинку... Благо, сегодня нет искусственных преград на пути к религии, даже больше - религия нынче в мо де, но дорога к Богу у каждого своя. Не каждый ее стремится осилить. Это труд души, но тут уж винить некого. Религия - бесценное духовное богатство, которое открыто для всех, и надо научиться этим богатством пользоваться. Януш Корчак, великий польский педагог, который принял добровольную смерть вместе со своими учениками в печи кремато рия, говорил выпускникам дома сирот: «Мы не даем вам Бога, ибо вы сами, собственным трудом, долж ны его найти в своей душе». Молодые люди, даже не очень воспитанные, в целом нормально относятся к пожилым, но, правда, при двух важных условиях. Во-первых, когда пожи лых людей отличает душевная щедрость, умение по- доброму, снисходительно относиться к «завихрени ям» молодости, их нравственно-этическим ценно стям, желанию утвердиться любым путем (одежда, стиль общения, язык и т.д.). Во-вторых, когда пожи лые люди умеют прощать, слушать и слышать, а, главное, не поучать каждую минуту, как надо жить. Не случайно существует достаточно язвительная по говорка: «Старики начинают давать хорошие сове ты, когда уже не в состоянии совершать плохие по ступки ...». Мы в жизни должны стремиться быть такими, чтобы молодежь сама приходила к убежде нию, что, несмотря на возраст, пожилые люди име ют не только производственные, боевые и другие заслуги, а они еще, к тому же, приветливы, добро желательны, справедливы, хоть не без своих стран ностей и причуд (а у кого их нет?). Я бы стал идеализировать действительность, не сказав о том, что среди молодежи и, самое груст ное, среди людей среднего возраста немало таких, кому совершенно безразлична судьба стариков, ин валидов, обездоленных. Это тяжелая плата за перст- ройку: социально-экономические потрясения, разо рившие десятки миллионов людей, забвение воспи тания, народной педагогики. Лечить эту социально нравственную болезнь придется многие годы. Но даже самые воспитанные и нравственные молодые люди с помощью самой буйной фантазии, даже виртуально, не могут представить себя стары ми: некрасивыми, жалкими, беспомощными... Ста рость для них - пока еще иной, параллельный мир, к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz