Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.

В.В. Дранишников ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 143 Таблица 4 Ценностные предпочтения учеников экспериментального (ЭК) и контрольного (КК) классов в выборе образцов для подражания, % Пример для подражания КК ЭК Национальные герои 18 44 Спортсмены 7 10 Артисты 6 3,5 Герои фильмов 17 8 Родственники 54 75 Одноклассники 16 11 Бог 22 25 Учителя 14 21 Бизнесмены, предприниматели 28 23 Проанализировав ответы детей, видим, что от­ веты учеников экспериментальных классов более предпочтительны в нравственном плане как юных граждан России. Большинство школьников в целом главным образцом для подражания считает родст­ венников, однако в экспериментальных классах это предпочтение на 21 % выше. В анкетах дети пишут о своих родителях, отмечая их высокие нравствен­ ные качества: «Доброта не только к членам семьи, но и ко всем людям», «честность, неподкупность», «умеют переносить жизненные трудности». Часто в анкетах вспоминают прадедушек - героев Великой Отечественной войны: «мой прадедушка - настоя­ щий герой, он совершил на войне много подвигов, за что его наградили тремя орденами и семью меда­ лями», «мой прадедушка защищал Мурманск, вое­ вал в Долине смерти, был ранен, а закончил войну в Берлине и даже расписался на Рейхстаге». Берут пример и с более молодых родственников: «Мой отец подводник, это очень сложная и опасная про­ фессия», «мой отец служит в ОМОНе, пять раз был в командировке в Чечне» и т.д. Таким образом, за последние 15 лет весьма за­ метно изменились ценностные предпочтения школьников в выборе примеров для подражания: очень низким стал рейтинг спортсменов и артистов, появились и новые образцы, зачастую весьма по­ лярные, - Бог, банкиры и предприниматели. Однако школьник не пишут о том, что являются верующи­ ми, Бог (Иисус Христос) воспринимается ими как настоящий герой, совершивший подвиг во имя лю­ дей: «сегодня так мало людей, способных на подвиг во имя общества, все живут сами по себе». Желание подражать предпринимателям и бизнесменам дети объясняют следующим образом: «это люди, которые могут обеспечить свою семью всем необходимым, приобрести для старых родственников лекарства», «они много путешествуют и могут посмотреть лю­ бую страну мира», «они могут дать своим детям хо­ рошее образование». Итак, анализ итогов экспериментальной рабо­ ты показал, что региональный курс «История Коль­ ского края» посилен для пятиклассников и вызывает у них значительный интерес. Наличие разнообраз­ ного документального материала, представленного в книге, разноуровневые задания и вопросы позволя­ ют на уроках успешно осуществлять дифференци­ рованный и индивидуальный подход к обучению. Результативность учебно-воспитательной ра­ боты и прежде всего гражданского воспитания школьников заметно увеличивается при введении учителем органической связи уроков истории с вне­ классной и внешкольной работой. Следует отметить, что курс «История Кольско­ го края» предъявляет серьезные нравственно­ этические требования и к личности самого учителя. Этот курс при равных условиях в первую очередь должны вести неравнодушные люди, имеющие ярко выраженный интерес к Кольскому краю, его исто­ рии, природе, а главное, к его жителям. Учителям, ведущим краеведческий курс, необ­ ходимо наладить сотрудничество с государствен­ ными организациями и учреждениями, занимающи­ мися вопросами краеведения (музеи, архивы), в це­ лях получения новой информации и привлечения специалистов для участия их в проведении отдель­ ных уроков и внеклассных мероприятий по предме- Ряд учителей Мурманска по собственной ини­ циативе стал изучать региональный курс «История родного края» в 3 классах по системе развивающего обучения JI.B. Занкова. Особенно успешно эту рабо­ ту ведет учитель истории школы № 49 Л.Н. Лобчен- ко. На каждом уроке она использует элементы дело­ вых встреч, применяет театрализационные приемы, а также специально разработанные опорные сигна­ лы, позволяющие детям лучше запоминать фактиче­ ский материал и глубже вникать в сущность рас­ сматриваемых вопросов. Некоторые темы этого по­ собия используют учителя начальных классов при изучении регионального курса «Мой Мурманск». Таким образом, идеи выдающихся русских пе­ дагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н. Родзевича о необходимости изучения детьми ис­ тории родного края на ранних этапах обучения ис­ ключительно актуальны и сегодня, прежде всего с точки зрения формирования ценностных ориента­ ций детей и создания педагогических условий для правильного формирования их гражданственности. В настоящее время в регионах, несмотря на сложное материальное положение системы образо­ вания, благодаря энтузиазму учителей и методистов педагогических институтов и университетов, благо­ даря усилиям работников городских и областных комитетов по образованию изданы многочисленные учебные пособия, разработаны интереснейшие ав­ торские программы в помощь учителям и студен­ там.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz