Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.
В.В. Дранишников ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 143 Таблица 4 Ценностные предпочтения учеников экспериментального (ЭК) и контрольного (КК) классов в выборе образцов для подражания, % Пример для подражания КК ЭК Национальные герои 18 44 Спортсмены 7 10 Артисты 6 3,5 Герои фильмов 17 8 Родственники 54 75 Одноклассники 16 11 Бог 22 25 Учителя 14 21 Бизнесмены, предприниматели 28 23 Проанализировав ответы детей, видим, что от веты учеников экспериментальных классов более предпочтительны в нравственном плане как юных граждан России. Большинство школьников в целом главным образцом для подражания считает родст венников, однако в экспериментальных классах это предпочтение на 21 % выше. В анкетах дети пишут о своих родителях, отмечая их высокие нравствен ные качества: «Доброта не только к членам семьи, но и ко всем людям», «честность, неподкупность», «умеют переносить жизненные трудности». Часто в анкетах вспоминают прадедушек - героев Великой Отечественной войны: «мой прадедушка - настоя щий герой, он совершил на войне много подвигов, за что его наградили тремя орденами и семью меда лями», «мой прадедушка защищал Мурманск, вое вал в Долине смерти, был ранен, а закончил войну в Берлине и даже расписался на Рейхстаге». Берут пример и с более молодых родственников: «Мой отец подводник, это очень сложная и опасная про фессия», «мой отец служит в ОМОНе, пять раз был в командировке в Чечне» и т.д. Таким образом, за последние 15 лет весьма за метно изменились ценностные предпочтения школьников в выборе примеров для подражания: очень низким стал рейтинг спортсменов и артистов, появились и новые образцы, зачастую весьма по лярные, - Бог, банкиры и предприниматели. Однако школьник не пишут о том, что являются верующи ми, Бог (Иисус Христос) воспринимается ими как настоящий герой, совершивший подвиг во имя лю дей: «сегодня так мало людей, способных на подвиг во имя общества, все живут сами по себе». Желание подражать предпринимателям и бизнесменам дети объясняют следующим образом: «это люди, которые могут обеспечить свою семью всем необходимым, приобрести для старых родственников лекарства», «они много путешествуют и могут посмотреть лю бую страну мира», «они могут дать своим детям хо рошее образование». Итак, анализ итогов экспериментальной рабо ты показал, что региональный курс «История Коль ского края» посилен для пятиклассников и вызывает у них значительный интерес. Наличие разнообраз ного документального материала, представленного в книге, разноуровневые задания и вопросы позволя ют на уроках успешно осуществлять дифференци рованный и индивидуальный подход к обучению. Результативность учебно-воспитательной ра боты и прежде всего гражданского воспитания школьников заметно увеличивается при введении учителем органической связи уроков истории с вне классной и внешкольной работой. Следует отметить, что курс «История Кольско го края» предъявляет серьезные нравственно этические требования и к личности самого учителя. Этот курс при равных условиях в первую очередь должны вести неравнодушные люди, имеющие ярко выраженный интерес к Кольскому краю, его исто рии, природе, а главное, к его жителям. Учителям, ведущим краеведческий курс, необ ходимо наладить сотрудничество с государствен ными организациями и учреждениями, занимающи мися вопросами краеведения (музеи, архивы), в це лях получения новой информации и привлечения специалистов для участия их в проведении отдель ных уроков и внеклассных мероприятий по предме- Ряд учителей Мурманска по собственной ини циативе стал изучать региональный курс «История родного края» в 3 классах по системе развивающего обучения JI.B. Занкова. Особенно успешно эту рабо ту ведет учитель истории школы № 49 Л.Н. Лобчен- ко. На каждом уроке она использует элементы дело вых встреч, применяет театрализационные приемы, а также специально разработанные опорные сигна лы, позволяющие детям лучше запоминать фактиче ский материал и глубже вникать в сущность рас сматриваемых вопросов. Некоторые темы этого по собия используют учителя начальных классов при изучении регионального курса «Мой Мурманск». Таким образом, идеи выдающихся русских пе дагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н. Родзевича о необходимости изучения детьми ис тории родного края на ранних этапах обучения ис ключительно актуальны и сегодня, прежде всего с точки зрения формирования ценностных ориента ций детей и создания педагогических условий для правильного формирования их гражданственности. В настоящее время в регионах, несмотря на сложное материальное положение системы образо вания, благодаря энтузиазму учителей и методистов педагогических институтов и университетов, благо даря усилиям работников городских и областных комитетов по образованию изданы многочисленные учебные пособия, разработаны интереснейшие ав торские программы в помощь учителям и студен там.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz