Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.

142 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ - отработать некоторые методические приемы использования краеведческого материала. При выявлении и определении уровня усвое­ ния национально-культурных и социально­ исторических ценностей мы опирались на результа­ ты исследований Л.М.Бирюковой, Л.П.Ильченко, О.В.Лебедевой, А.Д.Солдатенкова, М.А.Терентия и П.М.Якобсона. Основными критериями, опреде­ ляющими уровень воспитанности, по их мнению, являются следующие: интеллектуальный, эмоцио­ нально-ценностный, деятельностно-практический. Мы разделяем точку зрения о том, что «вы­ бранные критерии, являясь средством диагностики, дают определенные ориентиры и помогают в разра­ ботке тактики дальнейших воспитательных дейст­ вий по отношению как к отдельному ученику, так и ко всему коллективу» [12. С. 18]. В качестве показа­ телей интеллектуального критерия (табл. 2, 3) мы выделяем следующие национальные ценности: 1) устное народное творчество (фольклор) поморов (песни, былины, «плачки», поговорки, загадки); 2) памятники русского деревянного зодчества (избы, часовни, церкви); 3) декоративно-прикладное искус­ ство (вышивка, роспись по дереву, игрушки); 4) на­ родные и религиозные праздники, обряды, тради­ ции, обычаи (Рождество, Масленица, Вербное вос­ кресенье, Пасха, Троица, Иванов день, Успение, По­ кров, Новый год, День рыбака, День славянской письменности и культуры, фольклорные фестива­ ли); 5) исторические события; 6) народные герои. Таблица 2 Показатели интеллектуального критерия при усвоении национальных ценностей учащимися экспериментального (ЭК) и контрольного (КК) классов, % Таблица 3 Показатели эмоционально-ценностного и деятельностно­ практического критерия при усвоении русских (помор­ ских) национально-культурных ценностей учащимися экспериментального (ЭК) и контрольного (КК) классов, % Как показали данные опроса, 72 % детей кон­ трольного класса и 93 % детей экспериментального класса читают русские народные сказки, так как «в них происходит что-то невероятное, необычное», «в сказках есть доброта, юмор, всегда хороший конец», «сказки интересно пересказывать - в них всегда можно добавить что-то свое» и т.д. Русские песни поют 8 % детей контрольного класса и 19,6 % детей экспериментального класса. Ученики пишут: «эти песни искренние, мелодич­ ные, они трогают душу», «русские песни создают хорошее настроение», «нравится их непохожесть на современные песни». Тем не менее есть и критиче­ ские замечания в адрес народных песен: «это несо­ временные песни», «сплошное занудство», «много непонятных слов» и т.д. Чаше всего песни поют те дети, которые слышат исполнение народных песен дома или являются участниками художественной самодеятельности. Меньше всего дети знают и лю­ бят народные танцы: всего 3,6 % учеников кон­ трольного класса и 5 % учеников эксперименталь­ ного класса. Обычно это дети, занимающиеся в тан­ цевальных кружках или имеющие родственников, танцующих народные танцы. Для выявления ценностных предпочтений уче­ ников экспериментальных классов в выборе образ­ цов для подражания им были предложены различ­ ные примеры (табл. 4). Показатель Знают Знают час­ тично Не знают КК ЭК КК ЭК КК ЭК Устное народное творчество (фольк­ лор) поморов 42 91,4 46 5 12 3,6 Памятники русского деревянного зодче­ ства 25,3 59 40,7 38 34 3 Декоративно­ прикладное искусст­ во 30,3 62,7 6 36,3 63,7 1.9 Народные и религи­ озные праздники, обряды, традиции 31 83.6 69 16,4 ' Исторические собы­ тия 45 73,9 3,1 22 51,9 4,1 Народные герои 27 51,8 35 19,2 38 29 Устное народное творчество саамов 4,6 42,5 11.4 23.5 85 34 Эмоц,- ценностн. кри­ терий (любят) КК ЭК Деятельн.-практич. критерий (что умеют) КК ЭК Сказки 85,4 100 Читают сказки 72 93 Песни 15,5 74 Поют песни 8 19,6 Игры 38,2 47 Играют в народ­ ные игры 23 35 Танцы 9 21 Танцуют народные танцы 3,6 5 Предметы де­ коративно­ прикладного искусства 27 59 Имеют навыки из­ готовления пред­ метов декоратив- но-прикладного искусства 14 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz