Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.
142 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ - отработать некоторые методические приемы использования краеведческого материала. При выявлении и определении уровня усвое ния национально-культурных и социально исторических ценностей мы опирались на результа ты исследований Л.М.Бирюковой, Л.П.Ильченко, О.В.Лебедевой, А.Д.Солдатенкова, М.А.Терентия и П.М.Якобсона. Основными критериями, опреде ляющими уровень воспитанности, по их мнению, являются следующие: интеллектуальный, эмоцио нально-ценностный, деятельностно-практический. Мы разделяем точку зрения о том, что «вы бранные критерии, являясь средством диагностики, дают определенные ориентиры и помогают в разра ботке тактики дальнейших воспитательных дейст вий по отношению как к отдельному ученику, так и ко всему коллективу» [12. С. 18]. В качестве показа телей интеллектуального критерия (табл. 2, 3) мы выделяем следующие национальные ценности: 1) устное народное творчество (фольклор) поморов (песни, былины, «плачки», поговорки, загадки); 2) памятники русского деревянного зодчества (избы, часовни, церкви); 3) декоративно-прикладное искус ство (вышивка, роспись по дереву, игрушки); 4) на родные и религиозные праздники, обряды, тради ции, обычаи (Рождество, Масленица, Вербное вос кресенье, Пасха, Троица, Иванов день, Успение, По кров, Новый год, День рыбака, День славянской письменности и культуры, фольклорные фестива ли); 5) исторические события; 6) народные герои. Таблица 2 Показатели интеллектуального критерия при усвоении национальных ценностей учащимися экспериментального (ЭК) и контрольного (КК) классов, % Таблица 3 Показатели эмоционально-ценностного и деятельностно практического критерия при усвоении русских (помор ских) национально-культурных ценностей учащимися экспериментального (ЭК) и контрольного (КК) классов, % Как показали данные опроса, 72 % детей кон трольного класса и 93 % детей экспериментального класса читают русские народные сказки, так как «в них происходит что-то невероятное, необычное», «в сказках есть доброта, юмор, всегда хороший конец», «сказки интересно пересказывать - в них всегда можно добавить что-то свое» и т.д. Русские песни поют 8 % детей контрольного класса и 19,6 % детей экспериментального класса. Ученики пишут: «эти песни искренние, мелодич ные, они трогают душу», «русские песни создают хорошее настроение», «нравится их непохожесть на современные песни». Тем не менее есть и критиче ские замечания в адрес народных песен: «это несо временные песни», «сплошное занудство», «много непонятных слов» и т.д. Чаше всего песни поют те дети, которые слышат исполнение народных песен дома или являются участниками художественной самодеятельности. Меньше всего дети знают и лю бят народные танцы: всего 3,6 % учеников кон трольного класса и 5 % учеников эксперименталь ного класса. Обычно это дети, занимающиеся в тан цевальных кружках или имеющие родственников, танцующих народные танцы. Для выявления ценностных предпочтений уче ников экспериментальных классов в выборе образ цов для подражания им были предложены различ ные примеры (табл. 4). Показатель Знают Знают час тично Не знают КК ЭК КК ЭК КК ЭК Устное народное творчество (фольк лор) поморов 42 91,4 46 5 12 3,6 Памятники русского деревянного зодче ства 25,3 59 40,7 38 34 3 Декоративно прикладное искусст во 30,3 62,7 6 36,3 63,7 1.9 Народные и религи озные праздники, обряды, традиции 31 83.6 69 16,4 ' Исторические собы тия 45 73,9 3,1 22 51,9 4,1 Народные герои 27 51,8 35 19,2 38 29 Устное народное творчество саамов 4,6 42,5 11.4 23.5 85 34 Эмоц,- ценностн. кри терий (любят) КК ЭК Деятельн.-практич. критерий (что умеют) КК ЭК Сказки 85,4 100 Читают сказки 72 93 Песни 15,5 74 Поют песни 8 19,6 Игры 38,2 47 Играют в народ ные игры 23 35 Танцы 9 21 Танцуют народные танцы 3,6 5 Предметы де коративно прикладного искусства 27 59 Имеют навыки из готовления пред метов декоратив- но-прикладного искусства 14 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz