Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.

В.В. Дранишников ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 141 как достоинства, так и недостатки опубликованных ранее книг и написать пропедевтический курс, дающий детям представление о самом большом в мире городе за Полярным кругом. Учебная книга «Мой Мурманск» включает в себя красочные рисунки и цветные фотографии и создает для юных читателей наглядный образ наше­ го неповторимого северного города. Доступный для понимания детей текст, специально разработанные обучающие задания, кроссворды, викторины, загад­ ки позволяют учащимся усваивать в игровой форме большой познавательный материал. Вот некоторые концептуальные идеи книги. Речь в ней ведется от первого лица - от имени уче­ ника 2 класса, мурманчанина. Рассказывается о его семье, школе, друзьях - активных участниках опи­ сываемых событий. Такой прием позволяет вести рассказ на двух уровнях: обыденном, когда ребенок воспринимает окружающую действительность с учетом своих пока еще наивных представлений и знаний, и научном, когда он находится в процессе общения со взрослыми мурманчанами - экскурсо­ водами музеев, ветеранами, родителями, учителями. Таким образом житейские сведения органично пе­ реводятся в научные факты. Книга предназначена и для семейного чтения. Первоклассники, которые в начале учебного года еще не умеют хорошо читать, могут воспользоваться помощью взрослых. Именно для таких случаев разработан ряд заданий в книге. Пособие имеет большой обучающий и разви­ вающий потенциал за счет разнообразных разви­ вающих заданий, большинство из которых носит поисковый характер с элементами исследований и творчества. Много в книге и элементов новизны как в со­ держательном плане (впервые для детей приведены материалы по истории народного образования в го­ ды Великой Отечественной войны), так и в подборе иллюстративного материала (впервые использованы фотографии из книги Г. Рюфе «Горные егеря под Мурманском» и фотоматериалы из личных архивов старожилов города). Таким образом, все пособие построено на материале «мурмановедения». Задачи учебного пособия «Мой Мурманск»: - дать детям систему простейших знаний и нравственных представлений о «малой Родине», вы­ звать интерес к истории города и уважение к земля­ кам; - способствовать нравственному, гражданско­ му и эстетическому воспитанию детей на основе разнообразного по содержанию и доступного по форме изложения краеведческого материала; - привлечь внимание учителей начальной школы и родителей к совместной с детьми познава­ тельной деятельности по изучению истории и при­ роды родного края. Кроме познавательных целей, курс имеет и практическое, прикладное значение - с его помо­ щью ребенок не заблудится на улицах родного го­ рода, сможет найти многие важные объекты. В табл. 1 показан уровень усвоения краеведческих знаний второклассниками экспериментального класса (ЭК), изучавшими историю города по книге «Мой Мур­ манск», и второклассниками контрольного класса (КК). Таблица 1 Усвоение учащимися экспериментального (ЭК) и кон­ трольного (КК) классов знаний о Мурманске, % Как видим, ученики начальных классов очень быстро усваивают краеведческие знания, если изу­ чают историю края по специальному учебному по­ собию, где материал излагается с учетом возрастных особенностей при наличии многочисленных диффе­ ренцированных заданий для самостоятельной рабо­ ты. В 1993 г. автор издал учебное пособие для уча­ щихся 5 классов Мурманской области. В процессе апробирования авторского учебного курса «История родного края» и в ходе эксперимента, проводивше­ гося на базе трех 5 классов школы № 53 Мурманска, мы ставили следующие задачи: - выяснить степень доступности краеведческо­ го курса для учеников 5 класса; - выявить заинтересованность детей в получе­ нии краеведческих знаний; - определить возможности курса в граждан­ ском воспитании школьников; Вопрос Знают Знают час­ тично Не знают КК ЭК КК ЭК КК ЭК Название областного центра 100 100 - Как он возник? II 93 70,4 7 18,6 - Какова история на­ звания города? 3 84 28 16 69 - Какие виды жилищ были в городе в 20- 30-е годы? 2 91,5 48 8,5 50 Назови первые ка­ менные дома в городе 19 97 - 81 3 Почему озеро в черте города называется Ледовое? 4 82 96 8 Когда началось на­ ступление фашистов на город? 13 66 87 34 Как помогали дети взрослым во время войны? 16 81,7 32 18,3 52 Назови награды города 22 99 34 44 1 Назови традицион­ ные праздники города 15 84 28 16 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz