Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.
В.В. Дранишников ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 139 минимальные знания по отечественной истории школьники и их родители (даже не имеющие хоро шего образования) могут получить из многочислен ных популярных изданий, художественных и доку ментальных фильмов, телепередач. А вот такую ин формацию о Кольском крае в специальных изданиях в достаточной мере школьники Заполярья пока по лучить не могут. Кроме того, краеведческий матери ал включает не только сложный общеисторический аппарат, но и местную терминологию, непонятную многочисленным приезжим и городским жителям (следует отметить, что Мурманская область являет ся самой урбанизированной во всей Российской Фе дерации). Во второй половине 90-х годов не только уче ные-методисты, учителя, но и руководители ряда регионов начали осуществлять идею раннего обуче ния истории родного края или родного города уже в начальной школе. В результате этой деятельности возникли новые краеведческие термины: «москво- ведение», «санкт-петербурговедение», «мурманове- дение» и т.д. В 1995 году для младших школьников был из дан первый учебник по принципиально новому про педевтическому курсу истории для начальной шко лы «Введение в историю» [14]. В яркой эмоцио нальной форме эта книга рассказывает о богатом мире материальной и духовной культуры, изучение которой лежит в основе усвоения исторических зна ний. Знакомство с разделами учебника «Лента вре мени», «Моя родословная», «Название моего горо да», «История вещей» дает школьникам возмож ность ощутить движение времени, понять смысл из менений в жизни отдельного человека и целого на рода, приготовиться к восприятию собственно исто рического курса в средней школе. В 1996 году в Москве был издан красочно ил люстрированный «Московский букварь». Однако содержание этой книги, за исключением нескольких материалов, не является краеведческим. Зато удач ной книгой стало «Москвоведение» - пособие для начальных классов, написанное Ю.И. Боровиковой [1]. Содержание книги, характер текстов, вопросы, иллюстрации, - все отвечает требованиям, предъяв ляемым к региональным пособиям и учитывает по знавательные способности детей младшего школь ного возраста. Книга имеет хорошую методическую базу, интересны и занимательны материалы и во просы для викторины о Москве. Хорошим дополне нием к этому учебнику стала изданная в 1997 году рабочая тетрадь по москвоведению (автор О.В. Жунина) [6]. Один только перечень тем, по ко торым разработаны интересные задания и сделаны оригинальные рисунки для раскрашивания, дает представление о больших познавательных возмож ностях этого издания: Москва каменная, деревянная, путешествие по Кремлю, русская геральдика, жи лища москвичей в древности, предметы быта и средства передвижения, старинная одежда, история Москвы в названиях улиц, музеи-заповедники Мо сквы, гроза 1812 года, тема «Поклонимся великим тем годам». Удачным изданием стала книга «Угадай-ка» [15]. Это рабочая тетрадь по курсу истории и куль туры Санкт-Петербурга. Учебное пособие для на чальных классов включает в себя краеведческий ма териал для развития познавательного интереса к изучению родного города у юных петербуржцев. Детям предлагаются задания разных уровней слож ности - ребусы, кроссворды, раскраски. Рабочая тетрадь может применяться как при изучении от дельного краеведческого курса, так и при фрагмен тарном введении знаний о городе в различные школьные дисциплины. Задания, предложенные в тетради, могут использоваться и для закрепления знаний на уроках, и для самообразования учеников. Особое место среди учебных пособий по исто рии для начальной школы и среднего звена занимает серия книг «Истоки» для 2-6 классов [7-11]. Их ав тор - профессор Вологодского педагогического уни верситета, научный руководитель ВНИК «Истоки» А.В. Камкин. На наш взгляд, это лучшие изданные в России учебные пособия по истории для детей. В их основе лежит культурологический подход, что дела ет эти книги не только содержательными, но и глу боко воспитывающими на основе традиций русской духовности. Неслучайно уроки по ним ведутся уже в школах Архангельской, Ярославской, Саратов ской, Вологодской областей. А.В. Камкин является крупнейшим специали стом по истории православия на Севере России, что не могло не сказаться на содержании учебных посо бий «Истоки», которые имеют подзаголовок «Со циокультурный системный подход к истокам обра зования». Это книги для светской школы, однако ав тору удалось естественно и органично наполнить светское содержание отечественной истории эле ментами православной культуры, не вызывая про тестов ни у атеистов, ни у верующих. Автор рассказывает, чем отличаются его книги от учебного пособия «Основы православной культу ры»: «Если «Основы православной культуры» идут от логики Катехизиса: что есть Бог, что есть Свя щенное писание, т.е. идут от знания к жизни, то мы, наоборот, идем от жизни к знанию, пытаемся нау чить ребенка видеть в жизни духовное ядро. Мы го ворим о том, что такое имя - это дар, в котором множество смыслов, тут же вспоминаем о традици ях имянаречения и крещения на Руси. В третьем классе говорим о раскаянии - о том, что важно уметь раскаяться и попросить прощения, вспомина ем о традиции покаяния, об исповеди. Главная зада ча - найти духовное зерно, и при этом в церковь ре бенка никто не тащит, ведь предмет светский. «Не вольник - не богомольник» - так говорили в народе, насильно верить никого не заставишь. Но показать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz