Дранишников, В. В. Обыкновенный фашизм // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 11-16.

16 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ детям о высшем проявлении звериной сущности этой человеконенавистнической идеологии - Холо­ косте в Европе и СССР. Тогда на всю жизнь дети получат «прививку» от антисемитизма. Однако оп­ росы учащихся мурманских школ показывают, что большинство детей даже не знают этого понятия. Факт тем более печальный, потому что по этой теме существует многочисленная литература и даже из­ дано учебное пособие для средней школы «История Холокоста на территории СССР» [1]. К сожалению, ни в одной из школ Мурманской области это посо­ бие не используется на уроках истории, хотя издано оно достаточно большим тиражом - 25 тыс. экз. Приведу только несколько фактов из этой кни­ ги: «К началу войны свыше 5 млн евреев были гра­ жданами Советского Союза. Около 3 млн из них было уничтожено нацистами и их пособниками. Это половина всех жертв холокоста оккупированной гитлеровцами территории Европы... Только в Бабь­ ем Яру под Киевом было расстреляно около 150 тыс. евреев... На фронтах Великой Отечественной войны сражались 500 тыс. советских евреев, их них было убито 200 тыс.». Сегодня нередко ряд политических партий, на­ пример Коммунистическая партия РФ, «Родина» и даже «Яблоко», выступают на митингах протеста в единстве с фашиствующей молодежью, которая якобы «заботится» об интересах пенсионеров. Большинство активных коммунистов - это пожилые люди, среди которых много ветеранов войны. Неу­ жели они забыли о злодеяниях фашизма? Вряд ли... Просто они выполняют партийные установки, решая сиюминутные узкопартийные задачи. Известный либерал, политик Ирина Хакамада открыто поддер­ живает «лимоновцев» в интервью, которое она дала газете НБП «Генеральная линия/Лимонка»: «Вы справедливо протестуете... Когда вы врываетесь в кабинеты министров - это не может не вызвать симпатии... Необходимо объединение всех сил, тем более таких, как у вас - пассионарных и оппозици­ онных. Вместе будет легче действовать... Вы делае­ те периодические партизанские вылазки, молодеж­ ное «Яблоко» тоже начинает двигаться в этом на­ правлении, и я это приветствую...». Невольно вспо­ минаются слова известного писателя-антифашиста Ильи Эренбурга: «Фашизм родился от жадности и тупости одних, от коварства и трусости других» [3. С. 614]. По отношению к фашизму в любой форме его проявления должна быть выработана одна общена­ циональная гражданская позиция, которую можно выразить в политическом лозунге «Фашизму нет! Фашизм не пройдет!». P.S. Есть определенный положительный опыт интернационального воспитания в школах Мурман­ ска. Так, в ходе учебно-воспитательной практики в старших классах ряд студентов-историков МГПУ просматривают со школьниками фрагменты филь­ ма М. Ромма «Обыкновенный фашизм» и организу­ ют дискуссии по следующим вопросам: 1. В чем актуальность темы фильма? 2. В чем смысл названия фильма? Может ли фашизм быть «обыкновенным»? 3. Почему М. Ромм, прославленный р еж и ссер художественных фильмов, в последние годы твор­ чества обратился к документальному кино? 4. Почему р еж и ссер почти не использует в фильме прямые кадры о зверствах и жестокости фашистов? 5. Почему р еж и ссер сам читает авторский текст ? 6. Помог ли вам фильм разобраться в природе фашизма? 7. На ваш взгляд, какие существуют способы борьбы с проявлениями фашизма? 8. Можно ли обвинять немецкий народ в уста­ новлении фашистской диктатуры и тех страшных страданиях, которые она принесла человечеству? 9. Корректно ли сравнивать фашистское и со­ ветское тоталитарное государство После практики в отчетах студенты пишут, что эти дискуссии проходят очень интересно и оживленно, не оставляя школьников равнодушными. ЛИТЕРАТУРА 1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. Исто­ рия Холокоста на территории СССР: Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. - М.: Фонд «Холо­ кост», 2001. 2. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 1997. 3. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове/Сост. Э. Ворохов. - М.: ACT, 2001.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz