Дранишников, В. В. Обыкновенный фашизм // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 11-16.
В.В. Дранишников ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ 15 - По-моему, это невозможно. - Это, увы, только для Вас невозможно... По думайте еще раз. Вы, к сожалению, не владеете всей информацией об интересе современной молодежи, в том числе и студентов, к фашизму. - Значит, ее надо своевременно давать учите лям школ и преподавателям вузов. - Мы сами знаем, когда, кому и в какой мере нужно давать информацию. Не забывайте, что в ап реле день рождения Гитлера. Это стимулирует к деятельности многих молодых «отморозков»... На этом наш разговор закончился. Несмотря на «запрет», мы провели игру. Все, к счастью, прошло хорошо. Настолько убедительными были представ ленные прокурором документы, настолько ярко и эмоционально выступали свидетели, что доводы ад вокатов оказались совершенно беспомощными. Еще более успешно такая игра прошла на лагерных сбо рах в поселке Верхнетуломский, где мы готовили студентов к работе вожатыми и воспитателями в пионерских лагерях. В конце судебного процесса по требованию зрителей в зале во дворе был сожжен макет библии фашизма - книги Гитлера «Майн Кампф». Интересно отметить, что в содержании воспи тательной работы школ и вузов в советское время было две темы, которые стыдливо замалчивались: половое воспитание и тема фашизма. Но даже с проблемами полового воспитания в постсоветское время «разобрались» быстро: редкий фильм не включает теперь откровенных постельных сцен, не которые теоретики педагогики ратуют за половое просвещение уже в начальной школе и рекомендуют перенять опыт Голландии, где есть даже музей сек- С фашизмом все оказалось намного сложнее. Некоторым представителям власти и силовых структур не хочется признавать, что в России - стране, сыгравшей решающую роль в разгроме фа шистской Германии, - была и остается почва для фашизма. Объективных и субъективных причин для этого более чем достаточно: массовое обнищание и растущее социальное неравенство, отсутствие у мо лодежи средств для получения образования, хорошо оплачиваемой работы и, как следствие, проблемы с жильем, невозможность завести собственную се мью, которую надо содержать самому. Все это уяз вляет национальное самолюбие россиян, которые понимают, что перестали жить в «великой и могу чей» державе, осознают наглость «играющей мыш цами» и не считающейся с ООН геополитики США. Людей пугает оголтелый национализм в ряде моло дых суверенных государств, бывших ранее в составе СССР, руководители которых связывают все про блемы социально-экономического развития с «мно голетней оккупацией» их территории советской Россией... Надо признать, что в природе двух тоталитар ных государств - фашистской Германии и советской России - действительно, много общего: это господ ство одной идеологии, однопартийная система, от сутствие демократии, террор по отношению к ина комыслящим и т.д., но есть и принципиальные от личия. Если немецкий фашизм провозглашал идею расового превосходства и на этой основе признавал право подчинять себе или даже уничтожать другие народы, то в основе идеологии марксизма- ленинизма лежат идеи пролетарского интернацио нализма. В советской России русские не имели ни каких привилегий, более того, самыми бедным рай оном страны всегда было российское Нечерноземье. Уровень жизни народов прибалтийских и кавказ ских республик, а также других районов СССР все гда был выше, чем в РСФСР. Разжигание межна циональной вражды преследовалось государством. Молот сталинского террора в одинаковой мере без разбора уничтожал и русских, и другие народы. Приводят молодежь в экстремистские органи зации многие факторы, в том числе и субъективные, психологические. Попадая в фашистскую организа цию или националистическую группу, малообразо ванный по вине государства молодой человек, имеющий обычно ущербную иерархию духовно нравственных ценностей, озлобленный неудачно складывающейся жизнью, отвергнутый обществом, получает внутреннее удовлетворение от того, что здесь его понимают, что он «свой», что здесь он ну жен, а главное, от того, что ему предоставлено здесь «поле деятельности», на котором наконец-то можно проявить себя «патриотом» и «спасителем России». Для таких людей очень легко создать «образ врага» в лице олигархов, ограбивших россиян в процессе приватизации; государства, создавшего армию рав нодушных чиновников; а также «лиц кавказской на циональности», разъезжающих на роскошных ино марках и шикующих в ресторанах. Существуют действенные средства борьбы с фашистской идеологией ее многообразными прояв лениями. Назовем некоторые: быстрое экономиче ское развитие страны и социально направленная по литика государства; всесторонняя материальная поддержка молодежи; превращение СНГ в сильное взаимовыгодное экономическое и политическое со дружество, дающее реальные, ощутимые каждой страной результаты; совершенствование законода тельства, позволяющего применять уголовное нака зание при любом, даже бытовом проявлении фаши стской или националистической идеологии. Есть и педагогические средства борьбы с фа шизмом, и прежде всего это полноценное школьное образование, которое должны получать все дети России. Надо знакомить школьников с историей, рассказывать им о преступлениях фашизма перед человечеством. Надо эмоционально, с привлечением обширного фактического материала, рассказывать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz