Дранишников, В. В. Обыкновенный фашизм // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 11-16.

В.В. Дранишников ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ 15 - По-моему, это невозможно. - Это, увы, только для Вас невозможно... По­ думайте еще раз. Вы, к сожалению, не владеете всей информацией об интересе современной молодежи, в том числе и студентов, к фашизму. - Значит, ее надо своевременно давать учите­ лям школ и преподавателям вузов. - Мы сами знаем, когда, кому и в какой мере нужно давать информацию. Не забывайте, что в ап­ реле день рождения Гитлера. Это стимулирует к деятельности многих молодых «отморозков»... На этом наш разговор закончился. Несмотря на «запрет», мы провели игру. Все, к счастью, прошло хорошо. Настолько убедительными были представ­ ленные прокурором документы, настолько ярко и эмоционально выступали свидетели, что доводы ад­ вокатов оказались совершенно беспомощными. Еще более успешно такая игра прошла на лагерных сбо­ рах в поселке Верхнетуломский, где мы готовили студентов к работе вожатыми и воспитателями в пионерских лагерях. В конце судебного процесса по требованию зрителей в зале во дворе был сожжен макет библии фашизма - книги Гитлера «Майн Кампф». Интересно отметить, что в содержании воспи­ тательной работы школ и вузов в советское время было две темы, которые стыдливо замалчивались: половое воспитание и тема фашизма. Но даже с проблемами полового воспитания в постсоветское время «разобрались» быстро: редкий фильм не включает теперь откровенных постельных сцен, не­ которые теоретики педагогики ратуют за половое просвещение уже в начальной школе и рекомендуют перенять опыт Голландии, где есть даже музей сек- С фашизмом все оказалось намного сложнее. Некоторым представителям власти и силовых структур не хочется признавать, что в России - стране, сыгравшей решающую роль в разгроме фа­ шистской Германии, - была и остается почва для фашизма. Объективных и субъективных причин для этого более чем достаточно: массовое обнищание и растущее социальное неравенство, отсутствие у мо­ лодежи средств для получения образования, хорошо оплачиваемой работы и, как следствие, проблемы с жильем, невозможность завести собственную се­ мью, которую надо содержать самому. Все это уяз­ вляет национальное самолюбие россиян, которые понимают, что перестали жить в «великой и могу­ чей» державе, осознают наглость «играющей мыш­ цами» и не считающейся с ООН геополитики США. Людей пугает оголтелый национализм в ряде моло­ дых суверенных государств, бывших ранее в составе СССР, руководители которых связывают все про­ блемы социально-экономического развития с «мно­ голетней оккупацией» их территории советской Россией... Надо признать, что в природе двух тоталитар­ ных государств - фашистской Германии и советской России - действительно, много общего: это господ­ ство одной идеологии, однопартийная система, от­ сутствие демократии, террор по отношению к ина­ комыслящим и т.д., но есть и принципиальные от­ личия. Если немецкий фашизм провозглашал идею расового превосходства и на этой основе признавал право подчинять себе или даже уничтожать другие народы, то в основе идеологии марксизма- ленинизма лежат идеи пролетарского интернацио­ нализма. В советской России русские не имели ни­ каких привилегий, более того, самыми бедным рай­ оном страны всегда было российское Нечерноземье. Уровень жизни народов прибалтийских и кавказ­ ских республик, а также других районов СССР все­ гда был выше, чем в РСФСР. Разжигание межна­ циональной вражды преследовалось государством. Молот сталинского террора в одинаковой мере без разбора уничтожал и русских, и другие народы. Приводят молодежь в экстремистские органи­ зации многие факторы, в том числе и субъективные, психологические. Попадая в фашистскую организа­ цию или националистическую группу, малообразо­ ванный по вине государства молодой человек, имеющий обычно ущербную иерархию духовно­ нравственных ценностей, озлобленный неудачно складывающейся жизнью, отвергнутый обществом, получает внутреннее удовлетворение от того, что здесь его понимают, что он «свой», что здесь он ну­ жен, а главное, от того, что ему предоставлено здесь «поле деятельности», на котором наконец-то можно проявить себя «патриотом» и «спасителем России». Для таких людей очень легко создать «образ врага» в лице олигархов, ограбивших россиян в процессе приватизации; государства, создавшего армию рав­ нодушных чиновников; а также «лиц кавказской на­ циональности», разъезжающих на роскошных ино­ марках и шикующих в ресторанах. Существуют действенные средства борьбы с фашистской идеологией ее многообразными прояв­ лениями. Назовем некоторые: быстрое экономиче­ ское развитие страны и социально направленная по­ литика государства; всесторонняя материальная поддержка молодежи; превращение СНГ в сильное взаимовыгодное экономическое и политическое со­ дружество, дающее реальные, ощутимые каждой страной результаты; совершенствование законода­ тельства, позволяющего применять уголовное нака­ зание при любом, даже бытовом проявлении фаши­ стской или националистической идеологии. Есть и педагогические средства борьбы с фа­ шизмом, и прежде всего это полноценное школьное образование, которое должны получать все дети России. Надо знакомить школьников с историей, рассказывать им о преступлениях фашизма перед человечеством. Надо эмоционально, с привлечением обширного фактического материала, рассказывать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz