Дранишников, В. В. Обыкновенный фашизм // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 11-16.

14 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ предложением провести диспут по этой теме. Отве­ том было: «Да что Вы, Вячеслав Васильевич! Вы на сто лет отстали от жизни. Какие сейчас диспуты, кто на них придет? И потом, образование вне полити­ ки». Повторил я свое предложение и заведующему одной из кафедр. С очаровательной улыбкой расска­ зал он мне историю из школьной жизни: «Однажды на уроке биологии ученик прикрепил на спину впе­ реди сидящему товарищу записку «Я еврей». Тогда я снял записку со спины школьника и повесил себе на пиджак, а на перемене с трудом удержал детей от расправы над антисемитом». «А вот сейчас, - сделал вывод мой коллега, - я не рискнул бы так поступить. Время изменилось...». Да, конечно, время изменилось, но главное не это - мы сами стали осторожнее, равнодушнее. Не хватает той самой активной жизненной позиции, о которой так много говорили в советское время. Через месяц после «туалетного» диспута в Мо­ скве разбушевалась толпа молодых людей, возму­ щенная «засильем» в столице «лиц кавказской на- цинальности», стала громить все на своем пути. Ре­ зультаты «подвигов» фашиствующих подонков та­ ковы: один человек, студент, убит, десятки невин­ ных людей ранены только за то, что у них не «сла­ вянская» внешность. 19 июня в Санкт-Петербурге был застрелен крупнейший в стране специалист по научно­ правовым проблемам фашизма Николай Михайло­ вич Гиренко. Кто следующий? Ведь сотни совре­ менных антифашистов во всех городах России по­ лучают угрозы в свой адрес. Этими угрозами пере­ полнены и фашистские сайты в Интернете. В июле 2004 года на одном из таких сайтов появились до­ машний адрес и телефон орловского правозащитни­ ка Дмитрия Краюхина, а его фото было перечеркну­ то надписью «Узнай врага в лицо». Краюхин не уго­ дил нацистам тем, что выступил свидетелем на уго­ ловном деле по процессу брянского РНЕ. Одновре­ менно фашисты обнародовали данные следователя, который вел процесс, а также секретаря и судьи. Иностранных студентов и представителей многона­ циональной России теперь избивают и даже убива­ ют в городе высокой культуры - Санкт- Петербурге - и в других городах России. Давно ясно, что надо не только дискутировать о назревшей проблеме (хотя это тоже очень важно для воспитания школьной и студенческой молоде­ жи), но и принимать жесткие законы, останавли­ вающие любые проявления фашизма. Идеология фашизма и национальной нетерпи­ мости неизбежно находит проявление в поступках... Фашистские свастики в Мурманске теперь можно увидеть не только на стенах зданий и в лифтах, но и даже в природе - на скалах и деревьях. Я сам сделал фотографию свастики на Рогозере Проблема фашистской идеологии существова­ ла не только в СССР, но еще и в дореволюционной России - достаточно вспомнить еврейские погромы. Перестройка и те социально-экономические измене­ ния, которые произошли вместе с ней, только обна­ жили ее. Я в своей преподавательской деятельности сталкивался с этой проблемой и в 80-е, и в 90-е го­ ды. Во второй половине 80-х годов после окончания спецкурса «Содержание, формы и методы работы классного руководителя» мы с преподавателем Га­ линой Борисовной Садовской проводили в актовом зале института традиционные учебные встречи сту­ дентов. Историков готовил я, литераторов - Галина Борисовна. Это была коллективная форма зачета. Проходил он всегда очень интересно, напряженно, эмоционально, так как соревновались не только сту­ денты двух факультетов, но и два преподавателя - учитель и ученик. Эти учебные встречи требовали огромных за­ трат времени и сил, но были очень результативны и позволяли показывать студентам на практике все формы и методы воспитательной работы: классные часы (в форме классного собрания или различных бесед), диспуты, КВН, игры по станциям, различные викторины, деловые игры и т.д. Однажды мы с Галиной Борисовной заплани­ ровали провести деловую игру «Суд над фашиз­ мом». В соответствии с методикой обосновали акту­ альность темы и данной формы воспитания, рас­ крыли задачи, распределили среди студентов роли с учетом их индивидуальных особенностей и жела­ ния, выделили группу экспертов, проинструктиро­ вали каждого участника игры по вопросам содержа­ ния роли и т.д. По нашему замыслу, международ­ ный трибунал должен был судить фашизм как реак­ ционное историческое явление за преступления про­ тив человечества, совершенные в разные годы в разных странах. Был у нас прокурор (обвинитель), защита (адвокаты, руководители фашистских пар­ тий, социологи, разделяющие идеологию фашизма), многочисленные свидетели (жертвы фашизма, узни­ ки концлагерей, жители оккупированных террито­ рий, жертвы злостного хулиганства со стороны фа­ шистов и нацистов, действующих в наше время). За несколько дней до учебной встречи меня прямо с лекции вызвал мужчина, представившийся работником КГБ, и посоветовал не проводить игру. Я растерялся - стало ясно, что среди студентов есть осведомитель. Конечно, я спокойно отношусь к то­ му, что органы через различные каналы получают необходимую им информацию. Такая практика была и есть не только в нашей стране. К тому же, сегодня, когда в любом регионе России постоянно возникает угроза терактов, необходимо использовать любые способы их предотвращения. Но тогда это предло­ жение было настолько неожиданно, что я долго приходил в себя, а потом задал вопрос «Почему?». Собеседник ответил: - А если ваши адвокаты сумеют оправдат фашизм?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz