Дранишников, В. В. Обыкновенный фашизм // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 11-16.
14 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ предложением провести диспут по этой теме. Отве том было: «Да что Вы, Вячеслав Васильевич! Вы на сто лет отстали от жизни. Какие сейчас диспуты, кто на них придет? И потом, образование вне полити ки». Повторил я свое предложение и заведующему одной из кафедр. С очаровательной улыбкой расска зал он мне историю из школьной жизни: «Однажды на уроке биологии ученик прикрепил на спину впе реди сидящему товарищу записку «Я еврей». Тогда я снял записку со спины школьника и повесил себе на пиджак, а на перемене с трудом удержал детей от расправы над антисемитом». «А вот сейчас, - сделал вывод мой коллега, - я не рискнул бы так поступить. Время изменилось...». Да, конечно, время изменилось, но главное не это - мы сами стали осторожнее, равнодушнее. Не хватает той самой активной жизненной позиции, о которой так много говорили в советское время. Через месяц после «туалетного» диспута в Мо скве разбушевалась толпа молодых людей, возму щенная «засильем» в столице «лиц кавказской на- цинальности», стала громить все на своем пути. Ре зультаты «подвигов» фашиствующих подонков та ковы: один человек, студент, убит, десятки невин ных людей ранены только за то, что у них не «сла вянская» внешность. 19 июня в Санкт-Петербурге был застрелен крупнейший в стране специалист по научно правовым проблемам фашизма Николай Михайло вич Гиренко. Кто следующий? Ведь сотни совре менных антифашистов во всех городах России по лучают угрозы в свой адрес. Этими угрозами пере полнены и фашистские сайты в Интернете. В июле 2004 года на одном из таких сайтов появились до машний адрес и телефон орловского правозащитни ка Дмитрия Краюхина, а его фото было перечеркну то надписью «Узнай врага в лицо». Краюхин не уго дил нацистам тем, что выступил свидетелем на уго ловном деле по процессу брянского РНЕ. Одновре менно фашисты обнародовали данные следователя, который вел процесс, а также секретаря и судьи. Иностранных студентов и представителей многона циональной России теперь избивают и даже убива ют в городе высокой культуры - Санкт- Петербурге - и в других городах России. Давно ясно, что надо не только дискутировать о назревшей проблеме (хотя это тоже очень важно для воспитания школьной и студенческой молоде жи), но и принимать жесткие законы, останавли вающие любые проявления фашизма. Идеология фашизма и национальной нетерпи мости неизбежно находит проявление в поступках... Фашистские свастики в Мурманске теперь можно увидеть не только на стенах зданий и в лифтах, но и даже в природе - на скалах и деревьях. Я сам сделал фотографию свастики на Рогозере Проблема фашистской идеологии существова ла не только в СССР, но еще и в дореволюционной России - достаточно вспомнить еврейские погромы. Перестройка и те социально-экономические измене ния, которые произошли вместе с ней, только обна жили ее. Я в своей преподавательской деятельности сталкивался с этой проблемой и в 80-е, и в 90-е го ды. Во второй половине 80-х годов после окончания спецкурса «Содержание, формы и методы работы классного руководителя» мы с преподавателем Га линой Борисовной Садовской проводили в актовом зале института традиционные учебные встречи сту дентов. Историков готовил я, литераторов - Галина Борисовна. Это была коллективная форма зачета. Проходил он всегда очень интересно, напряженно, эмоционально, так как соревновались не только сту денты двух факультетов, но и два преподавателя - учитель и ученик. Эти учебные встречи требовали огромных за трат времени и сил, но были очень результативны и позволяли показывать студентам на практике все формы и методы воспитательной работы: классные часы (в форме классного собрания или различных бесед), диспуты, КВН, игры по станциям, различные викторины, деловые игры и т.д. Однажды мы с Галиной Борисовной заплани ровали провести деловую игру «Суд над фашиз мом». В соответствии с методикой обосновали акту альность темы и данной формы воспитания, рас крыли задачи, распределили среди студентов роли с учетом их индивидуальных особенностей и жела ния, выделили группу экспертов, проинструктиро вали каждого участника игры по вопросам содержа ния роли и т.д. По нашему замыслу, международ ный трибунал должен был судить фашизм как реак ционное историческое явление за преступления про тив человечества, совершенные в разные годы в разных странах. Был у нас прокурор (обвинитель), защита (адвокаты, руководители фашистских пар тий, социологи, разделяющие идеологию фашизма), многочисленные свидетели (жертвы фашизма, узни ки концлагерей, жители оккупированных террито рий, жертвы злостного хулиганства со стороны фа шистов и нацистов, действующих в наше время). За несколько дней до учебной встречи меня прямо с лекции вызвал мужчина, представившийся работником КГБ, и посоветовал не проводить игру. Я растерялся - стало ясно, что среди студентов есть осведомитель. Конечно, я спокойно отношусь к то му, что органы через различные каналы получают необходимую им информацию. Такая практика была и есть не только в нашей стране. К тому же, сегодня, когда в любом регионе России постоянно возникает угроза терактов, необходимо использовать любые способы их предотвращения. Но тогда это предло жение было настолько неожиданно, что я долго приходил в себя, а потом задал вопрос «Почему?». Собеседник ответил: - А если ваши адвокаты сумеют оправдат фашизм?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz