Дранишников, В. В. Обыкновенный фашизм // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 11-16.

В.В. Дранишников ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ 13 ственности за человеконенавистнические взгляды. Мы живем в свободной стране, где каждая нацио­ нальность и народность независимо от величины и своего исторического прошлого должна иметь рав­ ные права со всеми народами России, в том числе и право жить и работать в любом регионе». «Ненавижу фашизм и все, что с ним связано - от взглядов и поведения до атрибутов». «Фашистские организации следует запретить уже потому, что фашизм виновен в гибели десятков миллионов моих соотечественников. Россия, да и весь мир, до сих пор залечивают последствия ко­ ричневой чумы». «Зачастую молодые люди вступают в эти орга­ низации лишь под влиянием сверстников, «за ком­ панию», для того, чтобы в массе, точнее в стае, по­ чувствовать свою безнаказанность и силу. Пока фа­ шисты не представляют большой угрозы, но все может измениться. Любые социально- экономические и политические потрясения в стране, которые ослабят государственную власть, много­ кратно усилят возможности фашистов». «Фашистские организации мешают развитию любого общества. Они разжигают пусть и локаль­ ные, но опасные межнациональные конфликты. Са­ мое страшное, что часто за ними стоят «большие» люди!». «Мне кажется, что кому-то очень нужно на­ травливать русскую молодежь, особенно озлоблен­ ных жизненными трудностями, неудачами, тяжелым материальным положением, на представителей дру­ гих национальностей, особенно выходцев с Кавказа. Создание «образа врага» помогает дурачить людей». «В течение многих столетий Россия была мно­ гонациональной страной, поэтому «чистых» русских не существует». Но, к сожалению, 24 % старшеклассников по разным причинам отстаивают существование фаши­ стских организаций. Вот что они говорят. «Да, в обществе есть ростки фашизма. Это не страшно. Пусть молодежь перебесится...». «Не могу объяснить почему, но фашистские организации должны быть.. «Я не согласен с определением «фашистские». Так их называют политические соперники, дабы «воззвать к памяти народа», который победил не­ мецкий фашизм. Лично я поддерживаю национали­ стические организации, считаю, что русская нация находится на грани вымирания. Спасти ее могут только радикальные методы, их и предлагают фа­ шисты». Самые однозначные ответы дали 14 % старше­ классников, которые считают, что им «все равно». Вот чем они объясняют свое равнодушие. «Мне все равно, так как фашистские организа­ ции меня не трогают, я их не вижу, мне от них ни тепло, ни холодно». «Все разговоры об угрозе фашизма - это «мно­ го шума из ничего». В демократическом обществе имеют право существовать организации с любыми политическими взглядами». Итак, настораживает тот факт, что целых 38 % старшеклассников спокойно относятся к фашист­ ским организациям и находят оправдание их суще­ ствованию. Приведу результаты еще одной анкеты. После трагических событий 11 сентября в Нью- Йорке мы провели среди старшеклассников опрос с целью выяснить, какую оценку они дают этой тра­ гедии. 72 % школьников считали, что это трагедия только Америки, 19 % думали, что она затронула все человечество, и лишь 9 % подростков посчитали эти события своей личной трагедией. Безусловно, среди причин, порождающих такое равнодушие рос­ сиян к террористическому акту в США, не послед­ нюю роль играет агрессивная внешняя политика Америки и ее двойные стандарты в международных отношениях. Отголоски фашистской идеологии встречаются и в студенческой среде нашего педагогического университета. Это не только отражение реально су­ ществующей проблемы, но и следствие недооценки нами, преподавателями, опасности фашизма, неже­ лания или неумения давать правильную граждан­ скую, нравственную и правовую оценку этому явле­ нию. Одно время в здании педагогического факуль­ тета на стенах (прошу читателей извинить меня за такую подробность) мужского туалета «заочно» шел диспут между сторонниками и противниками фа­ шизма. Само место проведения этого спора, видимо, предполагало некоторую вольность выражений, по­ этому часто оппоненты таких выражений не стесня­ лись, да и аргументы и тех, и других не отличались глубиной мысли и оригинальностью. Господствовал принцип «сам дурак». Начало диспуту положила нарисованная кем- то жирная свастика. Реакция не нее была молние­ носной: - Чтоб ты, фашист, подавился насмерть! Ответ был такой: - Фашизм - светлое будущее России! И так по очереди сторонники и противники фашизма высказывали свои «светлые мысли»: - Да сгинут скины! - На нас, скинах, Россия держится! - Вонючие скины, вы мрази! - За твои слова ты смерти достоин... мы тебя найдем, душу вытрясем, а тело четвертуем! В течение месяца не отличающимися разнооб­ разием рассуждениями были расписаны все стены. Появилась только одна здравая мысль студента, сформулированная в виде вопроса, имеющего ра­ циональное зерно: «Откуда столько ненависти в душах россиян?». Как только появились первые надписи, я обра­ тился к проректору по воспитательной работе с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz