Дранишников, В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 54-64.

62 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ знаний, олимпиады по праву, научно-практические конференции. В Мурманском юридическом лицее действует дума лицейского братства, в школах № 56, 2 - школьный парламент, в школе № 30 - школьная дума. Учащиеся гимназий № 2, 4 и школа № 53 участвуют в игре «Новая цивилизация». В школе № 279 г. Гаджиево внедрен авторский факультатив «Введение в народоведение». В школе № 14 г. Мончегорск создан клуб «Тиетта» (по-саамски «наука»). Вместе с городским экологическим центром старшеклассники участвуют не только во всех городских природоохранных акциях, но и в реализации международного проекта «Йоханнесбург 2003» на базе экологического центра в Сванховде (Норвегия). В ряде школ и гимназий Мурманска проводится большая работа по пропаганде правовых знаний силами старшеклассников: это научные общества (школа № 49, гимназия № 8), лекторские группы (гимназия № 4, школы № 48, 18), правовые клубы (школы № 13, 20, 37, 17, 19). На наш взгляд, за основу системы гражданского воспитания во внеклассной и внешкольной работе целесообразно взять «Положение об областном туристско-краеведческом движении «Отечество мое - Кольская земля»», обогатив его содержание опытом и традициями гражданского воспитания школьных коллективов и отдельных заполярных педагогов-новаторов1. Туристско-краеведческое движение «Отечество мое - Кольская земля» включает следующие тематические программы: 1. Родословие. Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, составление генеалогических таблиц, росписей картотек, создание истории своей семьи, своей родословной. 2. Летопись родного края. Изучение истории, культуры, экологии и природы родного края; фиксирование, описание и систематизация событий современности; ведение летописей и хроник, составление очерков об исторических событиях края и природных явлениях. J. Исчезнувшие памятники России. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края. 4. Исторический некрополь России. Выявление, учет, описание и охрана мест захоронений предков; благоустройство братских могил, отдельных захоронений. 5. Земляки. Изучение жизни и деятельности земляков, покинувших родину по разным причинам; поддержание связей с ними, оказание 1 Положение разработано Мурманским центром детского и юношеского туризма и экскурсий в декабре 2001 г. Автор был одним из разработчиков этого документа. посреднической помощи через объединения типа «землячества». 6. Археология. Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам, обнаруженным в археологических разведках, экспедициях; овладение приемами полевой археологии: фиксация и описание находок, нанесение их на план, ведение полевого дневника и т. д. 7. Природное наследие. Изучение и охрана и культурного наследия; изучение истории и географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимии и топографии и т. д. 8. Экология. Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению. Проведение исследовательской работы в области экологии; выявление различных экологических нарушений, участие в их ликвидации. 9. Юношеское геологическое движение. Развитие исследовательской деятельности учеников в области геологии родного края. Участие в геологических экспедициях и слетах, изучение геологической науки (минералогии, петрографии, палеонтологии), формирование коллекций школьных музеев. 10. Культурное наследие. Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края; активное овладение его элементами: исполнение литературных и музыкальных, а также фольклорных произведений, изготовление предметов декоративно-прикладного искусства, проведение творческих вечеров, публикация статей, очерков, подготовка краеведческих словарей, летописей и т.д.; фиксация событий культурной жизни края. 11. Литературное краеведение. Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся. 12. Этнография. Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов; участие в этнографических экспедициях по родному краю, сбор полевых материалов (беседы с населением, рисунки, чертежи, фотографии предметов материальной и духовной культуры). Несмотря на тяжелое экономическое положение, которое, как вся Россия, испытывал в последние 10 лет Кольский край, учеными МГПУ и МОИПКРО написана и издана многочисленная научная, методическая и учебная литература. Назовем лишь некоторые издания, которыми пользуются старшеклассники:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz