Дранишников, В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 54-64.

В.В. Дранишников МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КОЛЬСКОГО КРАЯ 61 политическая активность и ценности, девиантное поведение. 8. Общественно-политическая жизнь в крае. Эволюция общественно-политического движения на территории Мурманской области. Общественно- политические организации в нашем крае. Участие политических организаций и общественных движений в деятельности органов представительной власти Мурманской области. Профсоюзы области, особенности их деятельности в современных условиях Кольского Севера. Молодежные общественные организации области. Формирование гражданской и правовой культуры населения края, проблемы становления политической культуры населения Мурманской области. 9. Наука и образование в Мурманской области. Развитие системы образования Мурманской области. Основные элементы системы образования нашего края. Основное и среднее (полное) образование: традиционные школы и инновационные учреждения как формы реализации права на образование. Средние профессиональные учебные заведения в крае. Высшее профессиональное образование: государственные и негосударственные вузы, научно-исследовательские институты. Перспективы и приоритеты науки и образования в современных условиях. 10. Наш край и глобальные проблемы. Экологическая, сырьевая, демографическая проблемы в нашем крае. Проблемы освоения Мирового океана. Особенности проявления глобальных проблем в условиях Крайнего Севера. Деятельность государственных и общественных организаций по охране природы. Целевые программы органов местной власти по решению актуальных проблем охраны природы и сбережения ресурсов Кольского Заполярья [3]. Важнейшим условием эффективности преподавания регионального компонента является выбор принципа распределения местного материала на уроках обществознания. Учителя области используют различные варианты: - сравнительно равномерное распределение регионального содержания на уроках в течение учебного года (включение местного материала в логику раскрытия содержания нового материала основного курса); выделение специальных уроков регионального содержания при изучении модулей курса обществознания (экономика, социальные отношения, политико-правовая сфера, духовная жизнь общества). Возможно проведение уроков- дискуссий, конференций на интегрированной основе, лабораторных занятий, уроков-практикумов; проведение социологических исследований, составление интервью, организация самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами, статистическими материалами, научной, справочной литературой; экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия; учреждения области, посещение заседания суда, проведение деловых и ролевых игр при широком использовании материалов местной периодической печати, радио и телевидения, наглядности, аудиовизуальных средств компьютерной техники, фрагментов видеофильмов из жизни Мурманской области, города, поселка, школы; - смешанный вариант изуч регионального содержания обществознания (использование местного материла для иллюстрации тигччных для России явлений и процессов; выделение специальных уроков систематизации и обобщения изученного материала из каждых четырех модулей курса обществознания); изучение регионального содержания обществознания на факультативных занятиях. Пока для старшеклассников разработан только один региональный учебный курс «История Мурманской области (1917-1992 гг.)» (авторы A.А.Киселев, Т.А.Киселева). Более широк выбор спецкурсов: Ю.П.Бардилева - «Религиозные конфессии на Кольском полуострове и их взаимоотношения с государством в XX веке»; С.Н.Дащинский - «Советско-финляндская война 1939-1940 гг.»; А.Х. Порцель - «Русские на Шпицбергене», «История открытия и освоение архипелага с древних времен до середины XX века»; И.Ф. Ушаков - «Источники и литература по истории Кольского Севера в досоветский период»; B.Я.Шашков - «Судьба спецпереселенцев в истории Мурманской области». В школах Мурманской области имеется многочисленный и разнообразный опыт гражданского, воспитания старшеклассников во внеурочное время. В Североморской гимназии № 1 реализуется авторская программа «Гражданин». Она включает адаптированное к условиям российского Севера, переработанное европейское учебное пособие «Начальный курс обучения правам человека. Первые шаги», разработанный учителями гимназии спецкурс «Право. Политика. Демократия»; факультатив «Ваши права»; интеллектуальный клуб «На пути к Олимпу». Учителя области широко используют активные формы работы: конкурсы, ролевые игры, семинары, «круглые столы», дебаты, дискуссии, «мозговой штурм», анализ политических выступлений, юридический анализ, анализ статистических данных. Урочная работа по формированию гражданственности школьников органически связана с внеклассной и внешкольной работой. В школах проводятся декады правовых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz