Дранишников, В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 54-64.

58 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ учреждений в округах города, прошли встречи с ветеранами войны и педагогического труда. 8 марта 1998 г. в школе № 43 г. Мурманска, в день рождения пионерии Заполярья, по инициативе школьников и ветеранов пионерского движения была создана новая пионерская организация. Старшая вожатая Г.В.Кравченко рассказывает: «Наша школьная пионерская организация называется «Республика ШкИД». Это означает «Школа интересных дел». И дела эти мы готовим, и проводим вместе. Методика коллективной творческой деятельности в нашей школе освоена уже давно, ее широко применяют педагоги - классные руководители. Прежде всего мы спросили у ребят: нужна ли им детская организация. Если нужна, то зачем? Большинство ответили: «Нужна, для того чтобы вместе делать что-то хорошее». Теперь предстояло решить вместе с детьми, какой будет наша организация. Ребята и взрослые делились своими мыслями о названии, целях и задачах, символах будущей организации. На первой встрече были названы дела, которыми предстояло всем нам заниматься: походы, спортивно­ патриотическая игра «Зарница», КВН, вечера встреч и многое другое. В дальнейшем мы разработали и программы сотрудничества: I. 10-я гвардейская. Цель: пополнение экспозиций школьного музея боевой славы, Книги Памяти, рукописной Книги воспоминаний ветеранов 10-й гвардейской дивизии. Задачи: формировать чувство уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны, любовь к городу-герою Мурманску. Формы работы: заочные экспедиции по местам боевой славы Мурманской области, тимуровская работа, встречи с ветеранами, акции в помощь ветеранам, работа поста № 1 (мемориальная доска И.А.Зайцеву на пр. Ленина, 26). II. Экологическая. Задача: изучение природных условий, экологии Мурманской области. Формы работы: посадка аллеи «Пионерская слава», охрана насаждений в микрорайоне, изучение природных условий, экологии нашего микрорайона, участие в городских экологических акциях, экспедиция «Зеленая ветвь», работа кружка «Ориентирование на местности», конкурсы плакатов и рисунков, практические дела по улучшению окружающей среды. III. Пионерский сюрприз малышам. Пионерская забота о младших школьниках, шефство над детскими садами. IV. Ориентир. Часть единой программы учебно- воспитательного комплекса. Направления: изучай Отечество, познай себя, уважай старших, найди друга. В обновленной детской организации мы стараемся делать все необходимое, чтобы ребятам было интересно, постоянно находимся в творческом поиске, чтобы составить портрет детского коллектива, мы проводим игру «Лидер», где определяются организаторы и участники наших дел, которые входят в советы и органы самоуправления. С этого учебного года мы будем выпускать спою газету. В нашу пионерскую организацию входят отряды Юных инспекторов движения и Юных пожарников. Все вопросы, связанные с жизнью и развитием нашей организации, мы решаем вместе с ребятами из пионерской республики и взрослыми единомышленниками - учителями и родителями. Школьники сохранили многие символы и атрибуты прежней пионерии, но наполнили их новым содержанием. На вопрос: «Почему вы называете себя пионерами?» - дети отвечают: «Нам нравится это слово. Пионер в переводе с французского означает «исследователь», пионер - это зачинатель чего-либо, человек, который первым или одним из первых отправляется в неисследованные края, прокладывает новые пути в науке, технике, искусстве. Нам нравится быть первопроходцами». Они с удовольствием рассказывают, почему у них красный галстук: «Это цвет гриновских алых парусов, это цвет восходящего солнца, освещающего пионеру дорогу, это цвет красоты, мужества, любви и великодушия» [1.С. 538-539]. В 90-е годы в России возродилось скаутское движение. Скаутизм («скаут» в переводе с английского значит «разведчик») - система внешкольного воспитания молодых граждан (детей) с 7 лет до 21 года путем познания природы, ремесла и игры. Всемирная организация скаутского движения, основанная в 1920 г., сейчас насчитывает более 16 млн человек из 160 стран. Основателем скаутского движения был английский лорд Баден- Поуэлл. После англо-бурской войны, где он активно обучал своих разведчиков для обороны вверенного ему гарнизона, Баден-Поуэлл решил применить это учение в воспитании детей. В 1907 г. он проводит первый детский загородный лагерь и пишет книгу «Скаутинг для мальчиков» Вдохновившись этой книгой, русский офицер О.И.Антюхов проводит в Павловском парке 30 апреля 1909 г.первый сбор патруля. Отныне этот день считается днем первого костра российского скаутинга. В 1914 г. было основано общество «Русский Скаут». До революции Россия стояла на втором месте в мире по развитию скаутского движения, но после 1917 г. скаутские организации были запрещены. История скаутского движения в Мурманской области начинается с 1995 г. В первый отряд входили лидер Александр Суходолов, Дмитрий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz