Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

В.В. Дранишников ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 11 интересом дети рассказывают и слушают сказки, стихи на родных языках, танцуют, с увлечением участвуют в викторинах, конкурсах и других мероприятиях» [5. С .59-60]. В последнее время появился ряд интересных докторских диссертационных работ, посвященных рассматриваемой проблеме. Из них наиболее значимой является исследование И.З.Сковородкиной «Теория и практика национального образования на Архангельском Севере». Автор не только вскрывает закономерности, характеризующие процесс развития теории и практики национального образования на Архангельском Севере, но и предлагает педагогическую технологию осуществления национального образования в указанном регионе; разрабатывает вариативную модель национальной школы [II]. Большинство национальных школ сегодня строится по принципу, когда определяющими элементами национальной культуры являются фольклор и религия. Но есть школы, которые меньше ориентированы на фольклор и больше - на углубленное изучение русской литературы, культуры (в широком смысле слова) и истории. Национальный компонент в этих школах формируется за счет введения многочисленных факультативных предметов от риторики и истории русских святых до истории русской философии. Оба эти типа школ основываются на «национальных корнях» и русской духовности. Есть у этого подхода и слабые стороны: во-первых, объективно они направлены в прошлое, а не в будущее России и затрудняют выпускникам школ возможность адаптироваться к современным социально- экономическим и духовным процессам, во-вторых, не учитывают полиэтнического характера нашего государства. Интересный подход к содержанию образования национальных школ предлагают исследователи М.Н.Кузьмин и Б.А.Филиппов. Они считают, что школы «должны строиться не по компонентному, а по системному принципу, предполагающему, что все преподавание в школе будет подчинено задаче формирования продуктивного, ориентированного на будущее национального самосознания. Под национальным сознанием мы понимаем идентификацию личности со своей страной и своим народом, с его прошлым, настоящим и будущим» [7]. Отсюда, по их мнению, «комплекс стоящих перед русской национальной школой задач, определяются как обусловленные обязательствами: - перед личностью (школа как институт социализации и образования); - перед собственным этносом и национальной культурой (школа как институт русской национальной культуры); - перед многонациональным государство (школа как всероссийский институт)» [7]. При этом необходимо иметь в виду, что «национальная школа призвана сбалансировать образовательные интересы личности, государства, обеспечив при этом единство многонациональной России с социокультурным пространством всего мирового сообщества. Национальный аспект школьного образования будет реорганизован тогда, когда духовный опыт личности, представляющий даже самый малочисленный этнос, гармонично войдет в более широкий контекст социокультурного окружения» [8. С. 190]. Таким образом, проблема создания русских национальных школ имеет различные педагогические аспекты. Накопление практического опыта работы национальных школ разного типа в различных регионах страны, его творческое осмысление поможет решить задачу создания русской национальной школы. ЛИТЕРАТУРА 1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль. - 1990. 2. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к вершине//Русская школа. Выпуск 1. - М.: Роман-газета, 1993. 3. Ганичев В.Н. Наша русская школа/Русская школа. - Выпуск 1. - М.: Роман-газета. - 1993. 4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. 5. Иванова И.И. Национально-региональный компонент в содержании образования Ловозерской средней школы-интерната/Развитие региональной системы образования: Материалы обл. науч.-практ. конф. 27-28 апреля 1993 г. - Мурманск: НМЦ, 1993. 6. Ильин И.А. Русский учитель/История педагогики в России: Хрестоматия для студ.гуманитарных фак.высших учебных заведений/Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. 7. Кузьмин Н„ Филиппов Б. До образования ли маргиналам? Русская школа как национальная//Учительская газета. - 1993, 21 сентября. 8. Нерадовский В.. Нерадовская Э. О нриродосообразном обучении детей СевераУ/Народное образование. - 1999. - № 3. 9. Образование: идеалы и ценности. - М., 1995. 10. Погодина Л.Н. Из опыта организации русской национальной школы/Русская школа. - Выпуск 1. - М.: Роман-газета. - 1993. И. Сковородкина И.З. Теория и практика национального образования на Архангельском Севере: Автореферат дис.... д-ра пед.наук. - Архангельск, 1998.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz