Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

10 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Интересный опыт государственной политики по развитию межнациональной дружбы, развития языков и создания национальных школ имеет Татарстан. Президент республики М.Шаймиев считает: «Нет лучшего способа приобщиться к культуре другого народа, чем освоить его язык. Сегодня в школах республики преподавание ведется на 7 языках. В их числе: татарский и русский (изучаются в равных объемах), чувашский и удмуртский, марийский и мордовский. Кроме того, учащиеся получают хорошую подготовку по иностранным языкам. В воскресных школах изучаются украинский, польский, азербайджанский, башкирский и другие языки. Язык основа национальной школы. Ее развитие является одним из приоритетов в области государственной образовательной политики. При этом мы учитываем как исторические реалии, так и образовательные запросы населения в связи с ростом национального самосознания, наш подход заключается в том, что национальная школа - не школа национальной замкнутости. Как и в целом современная система образования, она должна строиться на принципе единства национального, интернационального и общечеловеческого» [16. С.9]. Действительно, в Татарстане 1218 школ с татарским языком обучения, 420 смешанных (татарско-русских и русско-татарских школ), в них 2180 татарских классов, 35050 учащихся. В республике 148 чувашских школ, в них обучается 9950 детей. Марийских школ - 20, детей мари в них - 1170, удмурдских школ - 42, детей удмуртов в них - 2380, мордовских школ - 7, учатся в них 260 детей. Очень важно, что равноправное функционирование государственных языков - татарского и русского -- заложено в учебных планах общеобразовательных учреждений республики, что создает необходимые условия всем учащимся для овладения обоими языками. Для реализации Закона «О языках народов республики Татарстана» татарский и русский языки в начальных классах изучаются в общих объемах» [17. С. 12]. Имеется опыт создания национальной школы и на Кольской земле. В 1974 г. Ловозерская средняя школа-интернат (директор Н.Н. Иванова) по настоятельным просьбам населения района была преобразована в национальную школу. Это единственная в Мурманской области школа такого типа, содержание учебно-воспитательного процесса в которой принципиально отличается от такового в обычной общеобразовательной средней школе. Учебный план школы в основе имеет учебный план, разработанный для школ народов Крайнего Севера. Преподавание ведется на русском языке, так как здесь обучаются дети шести национальностей. Из 222 учеников этой школы саамов - 103, коми - 61, русских - 45, ненцев - 8, украинцев - 2, белорусов - 2, эвенков - 1. Проделана здесь большая работа по созданию учебно-методического комплекса по саамскому языку, включающего программы, учебники, методические пособия для детей и учителей, дидактический материал и т.д. Пока этот комплекс создан лишь для начальной школы. Кроме саамского языка, в начальной школе ведется преподавание языка коми. Министерство образования Республики Коми обеспечивает школу создаваемыми ею учебно-методическими пособиями. Школа поддерживает тесную связь с этой республикой: традиционными стали поездки детей Ловозера в Сыктывкар и детей Республики Коми в столицу саамского края. Учителя национальной школы перенимают опыт работы Сыктывкарской школы-интерната, осваивают опыт преподавания языка коми учителем А.Я.Бахтиной. В учебный план национальной школы введен предмет «Национальные промыслы»: девочки под руководством опытной мастерицы А.М.Сапельниковой осваивают работу по обработке кожи и меха, мальчики под руководством преподавателя А.А.Иванова учатся обработке кости и рога. Однако есть и трудности - не хватает бисера, сукна, ниток. С 1990 г. в школе преподается предмет «Национальная культура народов Севера» по программе, разработанной институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования под руководством Н.Е.Афанасьевой. В этой школе национально-региональный компонент образования наиболее ярко проявляется в содержании предметов гуманитарного цикла: - на уроках литературы изучаются устное творчество народов Севера, произведения национальных писателей и поэтов. Дети знакомятся с творчеством саамских писателей и поэтов О.Ворониной, Э.Галкиной, А.Бажанова, Е.Коркиной; - на уроках истории изучаются история, быт, культура народов Севера, происходит знакомство с национальными героями. В результате кропотливой работы воспитанников школы-интерната собран богатый материал о ветеранах-героях Великой Отечественной войны (саамах, коми, русских и др. национальностей); - на уроках географии и биологии ребята узнают, насколько велик, прекрасен и богат наш северный край. Своеобразным итогом работы детского и педагогического коллектива школы-интерната является ставший уже традиционным ежегодный праздник «Дни национальных культур» - яркий, красочный, шумный и веселый. Путь к нему - это год поисков, решений, успехов и неудач. На уроках-зачетах, смотрах, встречах, играх, КВН, вечерах песни и пляски, дискотеках звучат коми, саами, ненецкий и русский языки, с большим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz