Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

В.В. Дранишников ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9 национального статуса, при этом определяющими элементами национальной культуры являются национальные фольклор и религия. Национальная школа должна решать ряд важнейших задач, и главная из них - формирование культуры межнациональных отношений, которая, по мнению Н.Ф.Харламова, «есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов» [18. С.344]. Другой сложной задачей национальной школы является воспитание межнациональной толерантности. И.З.Сковородкина рассматривает ее «как один из видов проявления человеческих отношений, в основе которых лежат психологические, прежде всего эмоционально­ личностные, гуманистические механизмы коммуникаций человека, его уровень культурно- исторического развития, менталитет» и по признакам проявления межнациональной толерантности выделяет три группы: «1) визуальных коммуникаций, 2) речевых коммуникаций, 3) поведенческих коммуникаций. Анализ эмпирических данных позволил выделить условия формирования межнациональной толерантности у детей разных возрастных групп: 1) социальные, касающиеся уровня социально-экономического, политического, культурного развития государства, региона; отсутствие очагов военных действий, национальных конфликтов: неучастие в конфликтах других государств; 2) психологические социальных групп (партий, объединений, союзов, этнических, возрастных групп, землячеств, диаспор, школ, семей; 3) персонифицированные (личностные), касающиеся конкретных субъектов социума, уровня культурно-исторического развития личности, самопознания, самосознания, понимая себя как участника конкретной социальной ситуации, носителя традиционной культуры» [11. С.27]. Среди многих важных задач, которые должна решать национальная школа особое место, как считают М.Н.Кузьмин и Б.А.Филиппов, занимают «по воспитанию правового и гражданского самосознания гражданина многонационального государства, основанного на равноправии всех народов, равенства прав человека. Речь идет о сознательном формировании этих представителей как при помощи преподавания основ теории наций и обобщенного опыта национальной политики в основных сферах общественной жизни как русского, так и других народов мира. Воспитание культуры межнационального общения» [7]. Х.Х.Сукунов и А.П.Величук пишут: «Под национальной школой мы понимаем такую, в которой дети изучают язык, историю и культуру определенного народа в соответствии с современными требованиями демократизации школы. В ее задачу входит сохранение и развитие языка, трансляция духовной культуры этноса от одного поколения к другому. Вместе с тем национальная школа призвана способствовать восприятию инокультурных элементов, включению в процесс развития современной цивилизации. Национальная школа как социокультурный институт строится на принципе преемственности, аккумулируя опыт прошлого, используя его с учетом изменившихся условий бытия этноса» [13. С.37]. Поэтому «цель образования в национальной школе - это воспроизводство и развитие культуры общества нации, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, уходящего корнями в национальную, этническую культуру, не связанную с народной педагогикой, впитывающей влияние окружающей среды, в которой проходит процесс социализации подрастающих поколений» [13. С.38.] По мнению профессора Е.П.Белозерцева, «анализ новейшей истории нашего государства показывает, что образование в последние три десятилетия ориентировалось на вчерашний день, на менее совершенное производство; образование функционировало в алгоритме репродукции, доминировавшей как в материальном, так и духовном производстве страны. Причин такого положения много, но назову главные: - третируем историю Отечества; - недооцениваем собственные достижения в науке, искусстве, технике, педагогике; - не используем свой опыт; - бездумно используем зарубежный. В результате мы имеем безнациональную школу, бездуховность, аморализм и некомпетентность» [2. С. 13]. Ратуя за создание русской национальной школы, мы с такой же убежденностью говорим и о необходимости создания национальных школ для представителей и других народов, проживающих в тех или иных регионах страны. Для Кольского края это должны быть как минимум саамская, украинская, белорусская, татарская, еврейская национальные школы. Воплощение этой идеи (что рано или поздно обязательно произойдет) позволит преодолеть многие межнациональные проблемы, создаст условия для развития культуры каждого народа, а значит, и для диалога культур, сотрудничества и дружбы народов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz