Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

8 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ изучать русскую историю, культуру, литературу, православие? Так вот таких школ в Москве — одна! Или две? Это уже говорит о правителях. И о нас самих и об учителях» [3. С.3-4]. Сегодня уже есть русские национальные школы и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в ряде городов России. Однако это лишь начало реализации идеи создания национальной школы. Теоретического осмысления (философского, психолого-педагогического) требуют проблемы: содержания образования национальной школы, принципы организации педагогического процесса, цели и задачи ее деятельности, формы и методы и т.д. Е.П.Белозерцев предлагает взять на вооружение школы три идеи, рожденные в истории и культуре России. Первая идея - идея русского космизма. Авторы: Н.Ф.Федоров - философия общего дела; B .C .Соловьев - метафизика всеединства; К.Э.Циолковский - «лучистое человечество»; A.Л.Чижевский - солнечный смысл истории; B. И. Вернадский - сфера разума (ноосфера); П.А.Флоренский - сфера духа (пневматосфера); Д.Л.Андреев - «роза мира». Всех этих ученых объединяет идея особого вселенского предназначения человека. Смысл бытия человека они видели в том, чтобы духовно и материально вселиться в свой дом. Космизм в образовании - это сфера, которую можно представить в пространстве. Каждое «Я » имеет внутренний мир в виде множества расширяющихся сфер: культурно­ исторической, социальной, эмоционально-образной, интеллектуальной. Все они чрезвычайно сложно и тесно переплетены, подвижны, гибки, эластичны и образуют в совокупности то, что можно назвать пространством человека. Вторая идея - идея соборности. Соборность по Далю - сносить, свозить, сзывать в одно место, стаскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к другому, скоплять. Для образования соборность означает единение множества «Я», жизнедеятельность которых сосредоточена в образовании; единение вокруг общего дела, для достижения главного смысла и предназначения системы при сохранении единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое «Я», остается самим собою, но вносит в совместную жизнедеятельность личное, персональное. Третья идея - идея национального дома. Национальный по Далю - народный или народу свойственный. Нация и ее истоки, ее история и культура нравственны по самой своей природе, ибо содержат в себе как условие своего существования святые человеческие отношения. Святость - это вера, любовь, верность, самопожертвование. Святыня есть системообразующая сила, благодаря которой созидается, пестуется всякий душевно здоровый человек и всякое здоровое общество, всякая здоровая система. Без святости нельзя воспитать человека, создать семью, построить систему образования, общество, государство. Вся наша история доказывает: подлинные человеческие ценности зреют только на древе нации и непременно связаны с национальными интересами. Для образования идея национального дома означает возвращение к собственной истории и культуре, возвращение к традициям реально существовавшего воспитательного действа на Руси. Народная педагогика, этнопедагогика, родительская педагогика - разные названия одного явления, содержание, формы и методы которого определялись целесообразностью хозяйствования людей, их бытом, непосредственным повседневным общением [2. С .17-19]. «Русская национальная культурологическая школа, - считает Л.Н.Погодина, директор одной из первых в Москве таких школ, - это школа, изучающая русскую культуру слова в исторической динамике развития, а также во всем разнообразии родов, видов и разновидностей русского слова». Школа предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитывать не просто говорящего на русском языке и живущего на Русской равнине человека, но образованную и творческую личность, доброго семьянина, руководящего законами христианской морали, любящего свое Отечество гражданина» [10. С.ЗЗ ]. В этой школе с 1991 г. введены новые учебные курсы: русская словесность, церковно- славянский язык и русская палеография; история русской книги, русская история, выдающиеся люди России, русские православные подвижники (Х-ХХ вв.), история русской философии, духовное пение, традиционная жизнь русского народа, песни, пляски, игры; звучащее слово Древней Руси; народная вышивка; резьба по дереву, керамика; домоведение. Конечно, создать сегодня много таких школ невозможно потому, что возникнет проблема поиска специалистов, которые смогут не только вести эти предметы на необходимом профессиональном уровне, но и «отдавать свое сердце» воспитанникам. Но ставить задачу создания русских национальных культурологических школ хотя бы по одной в каждом областном центре, где есть гуманитарные вузы, необходимо. В настоящее время идея создания русской национальной школы стимулируется процессом быстрого развития системы национальных школ народов России. Создание автономной от центра национально-региональной системы образования воспринимается народами России как важнейшее свидетельство обретения ими полноценного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz