Дранишников, В. В. Мой Мурманск // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 125-128.

В.В. Дранишников МОЙ МУРМАНСК 125 В.В. ДРАНИШНИКОВ МОЙ МУРМАНСК 21 сентября (4 октября) 1916 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа в Лета от сотворения мира 7424 и от Рождества Христова 1916 сентября 21 дня при Державе Благославейшего Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского во вновь стояшемся граде Романов, что на Мурмане, при Святетельстве же Преосвяшеннейшего Нафанаила Епископа Архангельского и Холмогорского заложен сей храм во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца... Текст, выгравированный на металлической пластине, которая была заложена в специальное углубление на месте, где планировалось возвести собор в честь нового города - «светильника веры и благодати» Я думаю, у каждого жителя нашего города есть свой, неповторимый, Мурманск. Это зависит от многих обстоятельств: от того, где человек родился, рос, его возраста, социального опыта и, что очень важно, от иерархии духовно­ нравственных ценностей, да и отношение к городу меняется с возрастом. Любовь к городу не всегда логична и объяснима. Наверное, среди многих компонентов, ее формирующих, можно выделить три главных: природно-географический, архитектурный и человеческий (социально-биографический, связанный с ментальностью горожан). Бывает, человек любит город и Север, не задумываясь почему. Эта любовь не нуждается в пояснении и воспринимается как данность. Иногда любят на эмоциональном уровне вопреки здравому смыслу. Может быть, еще и потому, что «землю, где воздух сладкий, как морс, бросишь - и мчишь, колеся. Но землю, с которою вместе мерз - вовек разлюбить нельзя». В литературе можно найти впечатления о Мурманске писателей, ученых, путешественников, посетивших город в 20-30-е годы, и впечатления эти самые негативные. Вот только некоторые из них: «Подо мной раскинулся город, уступами спускающийся к морю и к заливу; много домов, все они новые, построенные без всякого плана; они разбросаны среди песчаных холмов и дюн; улиц никаких нет, что свидетельствует о внезапном возникновении города... Еще труднее разобраться среди железнодорожных вагонов; их тут несколько сотен, и все они обитаемы - целый поселок. Промежутки между ними заполнены навозом, закутами для свиней, курятниками» (датский писатель М. Андерсен Нексе). «Даже понятие селение и то мало подходит для Мурманска. Это беспорядочно разбросанные скопления разношерстных маленьких строений скорее можно назвать становищем» (океанолог В.А.Васнецов). «Мурманск - забавный город... Только две его достопримечательности привлекают внимание: базар, где под маленькими навесами торгуют почти сплошь китайцы, и ресторан, где вечером пьют пиво матросы и где слышится речь, а к концу вечера и ругань на всех языках» (геолог С.О.Обручев). «В Мурманске стоят среди города песчаные бугры - мертвая, какая-то необыкновенная земля, не подходящая ни для города, ни для сада. Просторные большие дома только начинают строиться. Люди живут в маленьких, кое-как прислоненных к земле бараках. Бараки эти, похоже, из фанеры, и ни на один дом не похожи. И город напоминает стаю сошедших в рейд кораблей. И кажется, что мурманское население - это просто группа бродячих артистов, остановившихся в своих фургонах. Улиц в Мурманске почти нет, а если поглядеть на город - думаешь, что он вовсе и не желает улиц, а согласен жить в хаосе земли» (писатель Всеволод Лебедев). «В Мурманске почти нет стариков. Преобладают люди цветущего возраста. В Мурманске живут только те, кто может работать. Поэтому, пожалуй, Мурманск - самый пролетарский город в СССР» (писатель К.Паустовский). И только великий писатель Максим Горький увидел в нашем городе то, что не смогли увидеть другие: «В Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства... Крупные люди, неторопливая мощность и стойкое упрямство - это впечатление закрепилось у меня на все дни в Мурманске и «по вся дни» жизни...». Истоки моей любви к Мурманску носят глубинный, «генный» характер. Я отношусь к тому поколению коренных мурманчан, родители которых приехали на Мурман в конце 20-30-х годов, спасаясь на Севере от произвола формирующегося тоталитарного советского государства. Мой отец, Дранишников Василий Васильевич, был сиротой и с 11 лет сам зарабатывал «хлеб насущный». Как и большинство крестьянских детей, умел делать все, что умеют делать дети и взрослые в деревне. Советская власть дала отцу возможность получить начальное образование, закончить рабфак. Он по убеждению вступил в партию. Освоил рабочие профессии от плотника до каменщика. Жил, как и все в то время, бедно, трудно, голодно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz