Дранишников, В. В. И. Ф. Ушаков - защитник Отечества, учёный, человек // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 88-96.

В.В. Дранишников И.Ф. УШАКОВ - ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА, УЧЕНЫЙ, ЧЕЛОВЕК 91 такими необычными, с таким явным "перебором", что оставались в памяти на всю жизнь. Помню, когда я был ещё студентом второго курса, газета "Комсомолец Заполярья" опубликовала мою рецензию "Север на уровне сердца" на книгу художника Андрея Яковлева "В семи сантиметрах от полюса". Я был буквально ошарашен словами, которые сказал на лекции в большой аудитории тогда ещё доцент И. Ф. Ушаков "зелёному" студенту: "Молодец! Лихо ты написал, у меня так бы не получилось...". Конечно, не случайно, что именно с "лёгкой руки" И.Ф.Ушакова я написал свою первую книжку "Рассказы по истории Кольского края". Я тогда работал учителем истории в СШ № 10 г. Мурманска, занимался поисковой работой, школьным музеем и, как каждый учитель-краевед, во-первых, не имел свободного времени, а во- вторых, я даже не мог и мечтать о возможности издания своей книжки. Иван Федорович спокойно и убедительно доказал, почему я "могу и должен это сделать". Он взял на себя всю трудоемкую работу - согласование этого вопроса с руководством издательства, с главным редактором и решил другие организационные вопросы. Только через много лет, когда я самостоятельно "пробивал” в издательстве учебное пособие "История родного края", я оценил по достоинству роль и помощь Ивана Федоровича в выходе моей первой книжки. В дальнейшем все свои краеведческие публикации я отдавал на рецензирование И. Ф. Ушакову. И это единственный рецензент, который никогда не отказывался от моей просьбы и, главное, никогда не подводил - отзыв всегда был готов к согласованному сроку. Да и текст рецензий настолько самобытен, что я процитирую один из абзацев: "Это, конечно, ещё не кафтан, но красная часть кафтана..." После рецензирования Ивана Федоровича рукопись книги можно смело нести в любое издательство. Как учитель истории, я сам рецензировал учебные пособия, написанные И.Ф.Ушаковым, и в нескольких специальных изданиях сделал попытку сказать добрые слова в его адрес. Но и работая в школе, сотрудничая с Иваном Фёдоровичем, я и тогда не рискнул писать о нём очерк. Правда, уже по другим причинам: боялся фальши и красивости, боялся редакторской правки газеты, в результате которой от моего очерка могли остаться "рожки да ножки". Когда я пришёл работать в институт, было Достаточно трудно адаптироваться к новой обстановке. В школе я был ведущим преподавателем истории, известным в области краеведом-поисковиком, а на кафедре педагогики стал на десять лет ассистентом, своего рода "мальчиком на побегушках". До сих пор думаю, что Уменя всё-таки гораздо больше задатков для работы в школе. Мне дружески помогали освоиться в новом качестве и мои бывшие наставники Г.Б.Садовская, Л.Т.Пантелеева, и новые преподаватели Б.А.Голуб, А.П.Авдеев, но особенно я ценил поддержку И.Ф.Ушакова. Делал он это всегда ненавязчиво, но психологически очень верно. В конце восьмидесятых годов я "с переменным успехом" боролся за предоставление отдельного помещения для краеведческого музея, созданного вместе с моими учениками еще в школе и пришедшего со мной в институт. Когда же, наконец, в новом здании педфака мы получили помещение для музея и начали перепрофилировать краеведческий музей в "Музей истории народного образования Кольского края", главным консультантом стал Иван Федорович. Комиссия, созданная из специалистов областного краеведческого музея, ознакомившись с нашей экспозицией, сделала тогда заключение: "Совокупность систематизированных коллекций подлинных исторических источников, собранных в музее, и его роль в учебно-воспитательном процессе МГПИ позволяют придать музею статус вузовского музея". Иван Федорович поддержал этот вывод одной емкой фразой: "По значимости для нашего края я приравниваю этот музей к своей монографии "Кольская земля". Ивана Федоровича Ушакова отличала удивительная неприхотливость в быту, равнодушие к финансовым проблемам. Несколько лет тому назад он оказался с воспалением легких в больнице. Мест в палате не оказалось, и Ивана Федоровича поместили в коридоре. Когда Вера Никифоровна посетовала на неустроенность, он отреагировал словами: "Ну, что ты жалуешься, это же не окоп...". Окоп вызывал настолько тягостные и мучительные воспоминания, что любые другие бытовые неудобства казались мелкими. В 1991 году в стране началась "шоковая терапия". Что это такое, на себе сразу же ощутили в первую очередь учителя школ и преподаватели вузов. Как-то, встретив Ивана Федоровича, я пожаловался, что еле-еле свожу концы с концами, не на что ехать в Москву поработать в "Ленинке". Он стал убежденно доказывать: "Дорогой Вячеслав Васильевич, мы с Вами счастливые люди. Всю жизнь занимаемся любимой работой, а нам за это еще и деньги платят. Пусть мало, но любимое дело дорогого стоит..." В молодости мне казалось, что самое трудное - достойно жить, "по совести" (Солженицын), сейчас я осознал, что еще труднее - достойно стариться. Не все люди выдерживают этот трудный жизненный экзамен. И в этом смысле жизнь И.Ф.Ушакова - удивительный пример того, как надо уметь сохранять жизнелюбие, оптимизм, работоспособность, доброе отношение к людям, особенно к молодежи, в преклонном возрасте. Я никогда не слышал от него жалоб на здоровье, усталость, жизненные неурядицы. И даже когда он оказывается в критических ситуациях, он остается самим собой. Так, однажды у него резко подскочило давление и он оказался в больнице, где уколы, лекарства, капельницы, традиционный запрет читать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz