Дранишников, В. В. И. Ф. Ушаков - защитник Отечества, учёный, человек // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 88-96.

90 УЧЕНЫЕ ЗАПОЛЯРЬЯ людей дальше овладения искусством "играть цитатами" классиков марксизма-ленинизма и умелого "жонглирования" "открытиями" партийных съездов и пленумов не пошли. Иван Федорович сделал зрелый принципиальный выбор - заниматься настоящей наукой в ущерб карьере чиновника от науки и общественного деятеля, "свадебного генерала". Это лишало его общественного статуса и означало потерю определенных материальных благ, льгот и даже поощрений в виде государственных наград. Выигрыш настоящего ученого был гораздо больше: уход от мелочной суеты жизни, чиновничьей борьбы за кресло, траты времени на совещания и заседания. После защиты диссертации И.Ф.Ушаков успешно преподавал в Ленинграде. А в 1957 году приказом министра РСФСР был переведен в Мурманский пединститут, ставший ему навсегда родным, как и город Мурманск, почетным гражданином которого он станет. Не случайно темой своих исследований ученый выбрал дореволюционный период истории Кольского края. В то время это была не актуальная тема (точнее, не конъюнктурная). Актуальными в истории того времени были исследования, связанные с ролью КПСС (на худой конец комсомола) на тех или иных этапах развития нашей страны или мировоззренческие идеологические темы. А в истории дореволюционной России было больше "чистой науки", меньше ощущалось идеологическое давление. Главным предметом научных исследований И.Ф.Ушакова стала дореволюционная история нашего края. В начале 60-х годов это была "научная целина". В 1972 году Мурманское книжное издательство выпустило большим тиражом (30 тысяч экземпляров), на белой бумаге прекрасно иллюстрированную монографию И.Ф.Ушакова "Кольская земля". Это стало знаменательным событием культурной жизни всего Северо-Запада России. Даже не специалистам стало ясно: И. Ф. Ушаков - ведущий исследователь дореволюционной истории края не только в Заполярье, но и в стране. На основании монографии "Кольская земля” и сам автор, и другие исследователи написали многочисленные учебные книги, пособия, методическую литературу для учеников и учителей Мурманской области, что позволяет успешно решать задачу национально-регионального компонента содержания исторического образования. В 1977-1998 годах Мурманское книжное издательство выпустило избранные произведения ученого в трех томах. Это, безусловно, классика Кольского краеведения. Издание отличает не только содержание, но и прекрасная полиграфия, не случайно трехтомник получил диплом "Лучшая книга 2001 года" от Ассоциации книгоиздателей России. Ученик И.Ф.Ушакова поэт Дмитрий Коржов в очень теплой рецензии на трехтомник историка писал: "Это книга для всех. Она будет одинаково интересна и профессиональным историкам, и, скажем, домохозяйкам, - всем, кому не безразлично прошлое нашего края... Думаю, "Кольский Север” должен стать настольной книгой каждого мурманчанина" (Коржов Д.Кольская старина // Мурманский вестник. 1999. 10 июля). Не буду перечислять звания и регалии И.Ф.Ушакова. Их много. Они всем известны. Да и сам Иван Федорович не придавал этой "мишуре" (званиям, наградам, должностям) особого значения. Считал, что все это суета. Он говорил: "Ученый должен заниматься наукой, работать, пока есть силы... Остальное все само приложится". Газетные публикации подписывал просто и коротко - "Краевед Иван Ушаков". Это как знак качества статьи. "Краевед Иван Ушаков" означало интересно, честно, без мифотворчества. Были у Ивана Федоровича и неформальные звания. Очень высокие и редкие: настоящий Человек, настоящий Ученый, настоящий Учитель. Со студенческой скамьи мне хотелось написать очерк об И.Ф.Ушакове. Я уже имел опыт публикаций в местных газетах. Кстати, в 60-е годы, несмотря на обллит (так более пристойно называлась цензура), опубликовать материал об интересном человеке даже студенту было гораздо легче, чем сделать это в настоящее время... Но по этическим соображениям после долгих колебаний я отказался от этого замысла. Дело в том, что любовь к Ивану Федоровичу у меня была не с первого взгляда. Да и сам я не был его любимым студентом. Специалистов тогда готовили широкого профиля, с правом преподавания не только истории, но и литературы и русского языка. И мне всегда, я это не скрывал, литература нравилась больше, чем история. Я, как и большинство студентов того времени, мечтал работать в школе, и нашими "главными предметами" были педагогика и методика воспитательной работы. На студенческих научных конференциях я всегда выступал по проблемам воспитания или с обобщением передового педагогического опыта. Поэтому наши "творческие пути" с Иваном Федоровичем в мои студенческие годы не пересекались. Но с каждым годом я открывал у него черты не типичные для многих преподавателей. Возьму на себя смелость утверждать, что я понимаю, почему Иван Федорович многого достиг в науке и почему его любят люди. Талантливых людей на Руси много, да и трудолюбием сегодня никого не удивишь. Он имел иммунитет к двум страшным человеческим болезням, которые, как раковая опухоль, разъедают и губят людские души, - зависти и стремлению к власти. Иван Федорович умел радоваться и сопереживать научным успехам коллег по работе: он первый поздравлял с публикацией, находил тбплые, добрые слова. Его похвалы студентам были

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz