Дранишников, В. В. И. Ф. Ушаков - защитник Отечества, учёный, человек // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 88-96.

В.В. Дранишников И.Ф. УШАКОВ - ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА, УЧЕНЫЙ, ЧЕЛОВЕК 89 талантливым молодым людям, изучающим историю нашего края. В институте И.Ф.Ушаков познакомился со своей будущей женой. Вот как об этом рассказывает сама Вера Никифоровна: "Это было так давно и так памятно... Магнитогорский педагогический институт. 1 сентября 1946 года, 8.30 утра. Я студентка 1 курса исторического факультета, пришла пораньше, чтобы найти аудиторию № 19, где должна была состояться первая в моей жизни вузовская лекция. В проеме двери, ярко освещенном лучами солнца, стоял солдат, коридор еще был пуст от студентов. Солдат, или, как их называли в то время, фронтовик, был одет во все армейское обмундирование: кирзовые сапоги, вылинявшие солдатские брюки-галифе и выгоревшую гимнастерку. На вид очень красивый. Голову венчала высокая шапка кудрявых русых волос. Он обратился ко мне: "Девушка, вы к нам?" - "Если здесь занятия первого курса истфака, то сюда". Солдат продолжал: "Хотите садитесь со мной за первый стол, а хотите за мной". Мне не понравился солдат: показался развязным, очень смелым, грубоватым. До сих пор не могу понять, почему я тогда приняла решение сесть позади него. И так мы просидели 4 года и при переходе в другие аудитории никто не занимал наши места. Уже на первом курсе Ваня выделялся жаждой познания - штудировал не только рекомендованную литературу, но и пополнял свои знания из множества других источников. Его рефераты, курсовые работы, выступления на семинарах резко отличались от работ других студентов. На первом курсе ему была назначена Сталинская стипендия - 750 рублей (обычная - 240), которую он получал все четыре года. В первый же год обучения он стал проявлять ко мне внимание, да и мне он становился постепенно небезразличен. Наша дружба продолжалась все четыре года. 30 апреля 1950 года мы зарегистрировались и прожили вместе 52 года, 6 месяцев и 14 дней...” Все справедливо говорят об И.Ф.Ушакове как о талантливом ученом-краеведе. Я думаю, что Иван Федорович был еще и прекрасным воспитателем. У основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского есть очень важная мысль: "На воспитание личности можно воздействовать личностью". Плохой воспитатель говорит: "Делай, как надо", хороший - "Делай, как я". Само отношение И.Ф.Ушакова к работе, к людям, к анализу исторических источников несет в себе большой воспитывающий потенциал, который Раскрывается не сразу, не всем, но он очевиден. Иван Федорович не был "краснобаем". Его лекции не отличались внешней яркость, дешевыми приемами держать внимание слушателей. Мне даже кажется, преподавателя не очень волновало, как его слушают и сколько человек сидит в аудитории. Все, что он говорил студентам, было так важно и интересно самому лектору, что он мог это пересказывать с таким же усердием много раз и для одного человека. Думаю, далеко не все студенты понимали, какого масштаба ученый с ними работал... История, как и все гуманитарные науки, в советское время была крайне идеологизированной наукой. Не случайно учителей истории в школе называли "рядовыми идеологического фронта”. Объективно во все времена история выполняла (хуже или лучше) социальный заказ государства, выражая интересы тех или иных классов, сословий, социальных групп. Прав вождь социалистической революции, утверждавший: "Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества". Не принимать или противодействовать идеологическим требованиям времени в тоталитарном государстве невозможно, если человек желает получить высшее образование, успешно закончить аспирантуру и тем более заниматься гуманитарной наукой. В этом плане И. Ф. Ушаков не мог быть исключением. Идеологический пресс коснулся и его научной деятельности. Первая научная статья И. Ф. Ушакова напечатана в 1949 году в Ученых записках Магнитогорского пединститута и называлась "К вопросу об использовании руд горы Магнитной до Великой социалистической революции". В 1953 году Иван Федорович опубликовал автореферат диссертации "Белорецкое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX века". Я сделаю попытку показать, под каким "идеологически соусом" подавались в 50-е годы научные исследования. Первая фраза автореферата звучит так: "Выход в свет гениального труда И.В.Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" означает новый этап в творческом развитии марксистско-ленинской науки об обществе". Автореферат заканчивался следующей мыслью: "Следуя заветам В.И.Ленина и И.В.Сталина, народы нашей страны под руководством испытанной Коммунистической партии Советского Союза идут по пути к полному торжеству коммунизма”. В автореферате имеется 15 ссылок на труды классиков марксизма-ленинизма. Однако, при защите диссертации соискателю были высказаны оппонентами серьезные замечания по поводу того, что он "недостаточно полно использовал в исследовании труды великого Сталина". И все-таки при любом идеологическом давлении можно стремиться "жить по совести", т. к. в жизни, в научной деятельности не всегда лучший, но есть выбор. Например, можно по-разному относиться к власти: "подобострастно идти с ней в ногу" или даже стремиться доказать ей, что я "святее Папы Римского". А можно в допустимых пределах отстаивать в науке и жизни свои нравственные позиции. Немало успешно защитившихся молодых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz