Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.

1 0 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Сегодня даже малообразованные россияне понимают, что США забывают о демократии и меж­ дународном праве, когда речь идет об их геополи­ тических, экономических интересах. Но это не ме­ шает им учить другие страны свободе слова и демо­ кратии, прибегая, когда считают нужным, к эконо­ мическим и военным санкциям. Может быть, нам пора в гражданском воспи­ тании полагаться на себя, а не на советы "заморско­ го дяди". К счастью, еще далеко не все духовно­ нравственные ценности России и США совпадают. В народе говорят: "Кто платит, тот и заказы­ вает музыку". Не надо брать подачки ни от европей­ цев, ни от американцев взамен нашх духовных (культурных, народных, национальных, религиоз­ ных) традиций и достижений. Мне трудно представить, что ученые одного из самых просвещенных городов мира Санкт- Петербурга без помощи коллег из Австрии не в со­ стоянии разработать концепцию не только образова­ ния, но и воспитания российских детей. Для этого нужно совсем немного - понимание государства в лице Президента, Думы, что гражданственность - важнейшее интегративное качество личности, от формирования которого у подрастающего поколения зависит наше будущее. А это требует хорошо проду­ манной концепции и системы воспитания, а еще, без­ условно, серьезных материальных вложений. Не только ученые: философы, педагоги, со­ циологи, психологи, историки, но и люди самых разных профессий, возраста, образования, социаль­ ного положения на эмоциональном уровне выража­ ют тревогу по поводу негативных духовно­ нравственных процессов, происходящих в России. Вот как передала свои ощущения действительности ученица 11 класса из г. Североморска Вера Мороз: МЫ Мы - последнее поколение, Панихиду Союза заставшее. Мы - оплеванные и потерянные, Но и сами на все наплевавшие. Мы давно уже вроде не дети. И себе, и другим надоевшие, Алкоголики малолетние, Заграничные майки надевшие. Детство выменяв на сигареты, По подвалам мечты растерявшие, Смотрим сказки о "черных беретах", От чеченских страшилок уставшие. Мы о прошлом чужом позабыли, И о будущем мы не мечтаем, Мы к чужим идеалам остыли, И свои второпях сочиняем. Об этой актуальной проблеме И. А. Ильин пророчески говорил: "Мы, люди современной эпо­ хи, не должны и не смеем предаваться иллюзии: кризис, переживаемый нами, не есть только полити­ ческий или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед последними вопросами... Ибо бедствия нашего времени велики; и опасность можно будет преодо­ леть только тогда, если захвачена последняя глуби­ на человеческой души" [6. С. 402]. Одним из путей духовного возрождения России является сохранение памяти для подрастающих поко­ лений о великих победах российского воинства, кото­ рое не раз в истории человечества спасало не только свое Отечество, но и европейские страны. Одну из таких великих побед одержала Россия в мае 1945 года. И эта Победа на все времена, для всех народов мира. ЛИТЕРАТУРА 1. Бестужев-Лада И. В. Россия накануне 21 века. 1904-2004. От колоса к коллапсу и обратно. М.: Российское пед. Агенство, 1997. 2. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия. Спб.: Но- ринг, 1997. 3. Была война... Фронтовая поэзия Кольского Заполярья / Сост. Д. Коржов. Мурманск: Добросмысл, 2004. 4. Великая Отечественная война Советского Союза 1941- 1945: Краткая история. М.: Воениздат, 1965. 5. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2. / Тарас Бульба. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к оче­ видности. М.: Республика, 1993. 7. Исайченко В. Патриоты России! Объединяйтесь! // Обо­ зреватель. 1999. № 4. 8. Киселев А. А. Война в Заполярье: Учеб. пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Мурманск: НМД, 1995. 9. Подберезкин А. И. "Посеянное в тернии" ("Русский Путь: сделай шаг!") // Обозреватель. 1994. № 4. 10. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1999. 11. Овчинников Г. Социализация личности. Концепция сис­ темы демократического гражданского образования // Граждановедение: Приложение к "Учит. Газ". 1998. № 44. 24 окт. 12. Харников В. Т. Боевые традиции российского флота / Материалы научно-практ. конференции, посвященной 300-летию российского флота. Североморск, 1996. 13. Чизхолм Дж. Мировая история в датах / Пер. с англ.. М.: Росмэн, 1994. 14. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Сост. Э. Во­ рохов. М.: Изд-во ACT, 2001. 15. Этих дней не смолкнет слава: Учеб. пособие для уч-ся мл. и ср. возраста школ Мурманской области / В. В. Дранишников (автор-составитель), J1. В. Журин, В. А. Смирнов и др. Мурманск: НМЦ, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz