Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.

В.В. Дранишников ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ______________ 9 условиях многопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма про­ сто невозможно, да и не нужно. В мировой педаго­ гической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуа­ ций, находиться в зависимости от того, какие взгля­ ды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти [10. С. 193]. Думается, что более позитивными являются суждения тех, кто утверждает, что "назрела необхо­ димость в новой, современной идеологии для На­ ции, и нужны новые ее носители, не отягощенные инерцией мышления, ошибками прошлого и само­ уверенностью в своей правоте" [9. С. 84]. Среди тех, кто предлагает свое видение того, что может сцементировать единую российскую идеологию, интересны и убедительны взгляды А. И. Подберез­ кина - руководителя Всероссийского общественно- политического движения "Духовное наследие": "Опыт показывает, - пишет он, - что такими базис­ ными понятиями и ценностями для нации во все периоды ее истории были: любовь к родине, приверженность сильному государству и его институтам, любовь к народу, его традициям и устоям, любовь к Богу, готовность к самопожертвованию ради Оте­ чества от угрозы, особенно внешней " [9. С.85]. На наш взгляд, из сказанного выше очевид­ ным является следующее: любому развитому духовно-нравственному обществу необходима объединяющая его идеология (при обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, праве на критику и непременном ее развитии); главным критерием достоинства общегосудар­ ственной идеологии является гармонизация общечело­ веческих, национальных, классово-сословных, религи­ озных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценностей, а также учет интересов и цен­ ностей каждого отдельно взятого человека; создание единой идеологии в переходном обществе - процесс сложный, длительный, противо­ речивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восстановление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно­ культурных ценностей и традиций при поддержке, в первую очередь, традиционных религий России (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и лояль­ ном отношении к другим религиозным концессиям и, самое главное, уважение духовно-культурных традиций больших и малых нардов и России, и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправленной воспитательной деятельности государства, учебно-образовательных учреждений, особенно школ, лицеев, колледжей, вузов, церкви, средств массовой информации. Важным фактором, стимулирующим решение рассматриваемой проблемы, является осуществле­ ние давно назревшей задачи получения всеми рос­ сийскими детьми качественного, полноценного среднего образования. Девятилетнее базовое обра­ зование, которое декларирует Закон РФ об образо­ вании, во-первых, не соответствует ни экономиче­ ским, ни духовным потребностям современного об­ щества, во-вторых, не все дети его получают. С конца XX - в начале XXI вв. в Псковской, Самарской областях, в Красноярском крае, городах Ульяновске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и других регионах страны ученые совместно с учи­ телями и воспитателями системы школьного и до­ полнительного образования в связи со становлением в России правового государства занимаются разра­ боткой концепции правового образования и в ее рамках работают над моделью гражданского обра­ зования школьников и молодежи. При этом используются возможности сотруд­ ничества с ЮНЕСКО, Советом Европы, Британским Советом, ОБСЕ, посольством США и другими меж­ правительственными и неправительственными орга­ низациями в области образования. Это позволяет по­ лучать не только консультации, рекомендации, но и финансовую поддержку для издания научно- методической литературы, проведения в европейских странах и в России совещаний и конференций. Так, Красноярский край сотрудничает с Германией и с США, Санкт-Петербург с Австрией и т. д. Геннадий Овчинников, вице-президент Меж­ региональной ассоциации "За гражданское образова­ ние", после знакомства с американским опытом пи­ шет: "На первый взгляд кажется, что в США система образования деполитизирована. Но на самом деле ничего подобного, т. к. проблема политической со­ циализации, начиная с детского возраста и заканчи­ вая взрослым населением, решается очень серьезно. В США политическая система заинтересована в том, чтобы новое поколение усваивало те ценности и нормы, на которых она базируется" [11. С. 2]. Т. е. в отличие от нашей системы, где мы лишь решаем проблему гражданского образования, в США целена­ правленно воспитывают детей и молодежь, формируя осмысленное, активное отношение к американским ценностям и американскому образу жизни. В своей работе американские педагоги акцен­ тируют внимание на культе американского флага как символа свободной независимой страны, важно­ го атрибута американского образа жизни. Нацио­ нальный флаг имеется в каждой семье, и его с ог­ ромным желанием в праздники поднимают амери­ канцы в своих домах. В стране создано множество национальных праздников, которые широко и не­ формально отмечает все население: День Независи­ мости, День памяти, День Конституции и другие. Есть свои праздники в каждом штате и в каждом городе. Школьники США убеждены, что США не только самая богатая, счастливая страна, но образец свободы, демократии, справедливости для всех стран мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz