Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.
В.В. Дранишников ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ______________ 9 условиях многопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма про сто невозможно, да и не нужно. В мировой педаго гической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуа ций, находиться в зависимости от того, какие взгля ды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти [10. С. 193]. Думается, что более позитивными являются суждения тех, кто утверждает, что "назрела необхо димость в новой, современной идеологии для На ции, и нужны новые ее носители, не отягощенные инерцией мышления, ошибками прошлого и само уверенностью в своей правоте" [9. С. 84]. Среди тех, кто предлагает свое видение того, что может сцементировать единую российскую идеологию, интересны и убедительны взгляды А. И. Подберез кина - руководителя Всероссийского общественно- политического движения "Духовное наследие": "Опыт показывает, - пишет он, - что такими базис ными понятиями и ценностями для нации во все периоды ее истории были: любовь к родине, приверженность сильному государству и его институтам, любовь к народу, его традициям и устоям, любовь к Богу, готовность к самопожертвованию ради Оте чества от угрозы, особенно внешней " [9. С.85]. На наш взгляд, из сказанного выше очевид ным является следующее: любому развитому духовно-нравственному обществу необходима объединяющая его идеология (при обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, праве на критику и непременном ее развитии); главным критерием достоинства общегосудар ственной идеологии является гармонизация общечело веческих, национальных, классово-сословных, религи озных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценностей, а также учет интересов и цен ностей каждого отдельно взятого человека; создание единой идеологии в переходном обществе - процесс сложный, длительный, противо речивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восстановление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно культурных ценностей и традиций при поддержке, в первую очередь, традиционных религий России (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и лояль ном отношении к другим религиозным концессиям и, самое главное, уважение духовно-культурных традиций больших и малых нардов и России, и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправленной воспитательной деятельности государства, учебно-образовательных учреждений, особенно школ, лицеев, колледжей, вузов, церкви, средств массовой информации. Важным фактором, стимулирующим решение рассматриваемой проблемы, является осуществле ние давно назревшей задачи получения всеми рос сийскими детьми качественного, полноценного среднего образования. Девятилетнее базовое обра зование, которое декларирует Закон РФ об образо вании, во-первых, не соответствует ни экономиче ским, ни духовным потребностям современного об щества, во-вторых, не все дети его получают. С конца XX - в начале XXI вв. в Псковской, Самарской областях, в Красноярском крае, городах Ульяновске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и других регионах страны ученые совместно с учи телями и воспитателями системы школьного и до полнительного образования в связи со становлением в России правового государства занимаются разра боткой концепции правового образования и в ее рамках работают над моделью гражданского обра зования школьников и молодежи. При этом используются возможности сотруд ничества с ЮНЕСКО, Советом Европы, Британским Советом, ОБСЕ, посольством США и другими меж правительственными и неправительственными орга низациями в области образования. Это позволяет по лучать не только консультации, рекомендации, но и финансовую поддержку для издания научно- методической литературы, проведения в европейских странах и в России совещаний и конференций. Так, Красноярский край сотрудничает с Германией и с США, Санкт-Петербург с Австрией и т. д. Геннадий Овчинников, вице-президент Меж региональной ассоциации "За гражданское образова ние", после знакомства с американским опытом пи шет: "На первый взгляд кажется, что в США система образования деполитизирована. Но на самом деле ничего подобного, т. к. проблема политической со циализации, начиная с детского возраста и заканчи вая взрослым населением, решается очень серьезно. В США политическая система заинтересована в том, чтобы новое поколение усваивало те ценности и нормы, на которых она базируется" [11. С. 2]. Т. е. в отличие от нашей системы, где мы лишь решаем проблему гражданского образования, в США целена правленно воспитывают детей и молодежь, формируя осмысленное, активное отношение к американским ценностям и американскому образу жизни. В своей работе американские педагоги акцен тируют внимание на культе американского флага как символа свободной независимой страны, важно го атрибута американского образа жизни. Нацио нальный флаг имеется в каждой семье, и его с ог ромным желанием в праздники поднимают амери канцы в своих домах. В стране создано множество национальных праздников, которые широко и не формально отмечает все население: День Независи мости, День памяти, День Конституции и другие. Есть свои праздники в каждом штате и в каждом городе. Школьники США убеждены, что США не только самая богатая, счастливая страна, но образец свободы, демократии, справедливости для всех стран мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz