Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.
8 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, не разрушенное ато мом государство. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее ос новную конкуренцию Америке" [7. С. 107-108]. Эту политическую концепцию Америки в бо лее концентрированном виде неоднократно выража ла в своих публичных выступлениях, в том числе и находясь с официальным визитом в России, госсек ретарь США М. Олбрайт. Вот одно из ее высказы ваний: "Наша задача состоит в том, - поскольку это в наших интересах, - чтобы управлять последствия ми распада советской империи" [7. С. 108]. Было бы наивно обвинять США в распаде СССР, Варшавского договора и тех сложных соци ально-экономических проблемах, которые пережи вает Россия. СССР погиб в силу неэффективности экономики, основанной на государственной собст венности, и бездарного руководства страной со сто роны КПСС и прежде всего маразматического ЦК. Но было бы еще наивнее не видеть, что к политиче ским и экономическим потрясениям в Советской России США "приложили свою руку". Так же, как они это сделали в Грузии и на Украине в ходе "бар хатной" и "оранжевой" революций. Все сказанное выше свидетельствует о том, что самая большая беда, далеко не всеми осознаваемая - это отсутствие до сих пор у России позитивной объе диняющей население страны государственной идеоло гии. Более того, многие стали бояться понятия "идео логия", которое у них ассоциируется с пролетарской (коммунистической) идеологией. Много лет в процес се перестройки говорили о деидеологизации учебно- воспитательного процесса в средних и высших учеб ных заведениях. И это правильно. Речь шла об отказе от узкого классового подхода в оценке общественно- политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране и за рубежом. У многих работников системы образования возникло ошибочное представление, что обществу, государству, системе образования идеология не нуж на. Это серьезное заблуждение. И одна из причин этого заблуждения заключается в том, что далеко не все понимают сущность понятия "идеология". Энциклопедический словарь дает четкое оп ределение: "Идеология (от "идея" и "логия") - сис тема политических, правовых, нравственных, рели гиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отноше ния людей к действительности” [2. С. 434]. Любой здравомыслящий человек понимает, что невозможно выработать иерархию духовно нравственных ценностей общества, если мы не бу дем осознанно, целеустремленно решать идеологи ческие проблемы. Другое дело, что в огромной мно гонациональной и многоконфессиональной стране в переходный период, когда над Россией довлеет груз серьезных ошибок, десятилетиями допускавшихся руководством страны и до революции, и в совет ское, и постсоветское время, делать это исключи тельно сложно и трудно. Но этим надо заниматься. За нас, самих граждан России, общероссийскую идеологию не выработает никто. Не помогут "доб рые дяди" из Америки и Европы. Пора понять, что мы хлебнули немало бед от слепого следования подсказкам зарубежных "доброжелателей". Идеология - часть духовной жизни общества, ее элемент, подчиняется ее законам. Ее нормальное развитие в обществе возможно только в единстве духовно-культурных процессов, происходящих как в рамках данной страны, так и всей мировой куль туры, ее прошлого и настоящего. Всякий отрыв идеологии от духовной культуры народа, цивилиза ции, всякое насилие над "всеобщим интеллектом" общества, его культурой, наукой, историческими традициями неизбежно ведет к кризису идеологии и, как следствие, к социально-экономическому и поли тическому кризису общества. "Общество без идеологии, - считает социолог И. В. Бестужев-Лада, - страшное общество. Это об щество, когда, по Достоевскому, "все дозволено", когда повальное воровство всеми и всегда, сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь про износится как нечто само собой разумеющееся везде и всюду, в том числе с самых высоких государст венных трибун (с последующими скандальными разоблачениями в печати); когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жиз ни, как, скажем, приветствие и комплимент. Это общество тотальной дизинтеллектуали- зации, когда инженер, педагог, врач не отличаются по образу мыслей и манере выражать их от опус тившегося пьяницы, бродяги, когда даже выдаю щийся ученый или писатель, художник, артист в повседневной жизни может ничем не отличаться от чернорабочего, завсегдатая пивной. Короче говоря, продукт систематического оболванивания из поко ления в поколение. Это общество тотальной психопатологиза- ции, всеобщего взаимного остервенения, когда лю ди в общественных местах, на работе, дома беспри чинно кидаются друг на друга, как злые собаки... Почему?... Такова совокупная конечная цена при нудительной идеологии" [1. С. 39-40]. Существует и другое мнение: "В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке но вой государственной идеологии. Но всякая идеология - это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стре мятся навязать другим в качестве господствующих идейных ценностных ориентаций. Создание и насаждение какой-либо государ ственной идеологии - это стремление сформировать какую-то единую идеологическую платформу, что в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz