Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.

8 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, не разрушенное ато­ мом государство. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее ос­ новную конкуренцию Америке" [7. С. 107-108]. Эту политическую концепцию Америки в бо­ лее концентрированном виде неоднократно выража­ ла в своих публичных выступлениях, в том числе и находясь с официальным визитом в России, госсек­ ретарь США М. Олбрайт. Вот одно из ее высказы­ ваний: "Наша задача состоит в том, - поскольку это в наших интересах, - чтобы управлять последствия­ ми распада советской империи" [7. С. 108]. Было бы наивно обвинять США в распаде СССР, Варшавского договора и тех сложных соци­ ально-экономических проблемах, которые пережи­ вает Россия. СССР погиб в силу неэффективности экономики, основанной на государственной собст­ венности, и бездарного руководства страной со сто­ роны КПСС и прежде всего маразматического ЦК. Но было бы еще наивнее не видеть, что к политиче­ ским и экономическим потрясениям в Советской России США "приложили свою руку". Так же, как они это сделали в Грузии и на Украине в ходе "бар­ хатной" и "оранжевой" революций. Все сказанное выше свидетельствует о том, что самая большая беда, далеко не всеми осознаваемая - это отсутствие до сих пор у России позитивной объе­ диняющей население страны государственной идеоло­ гии. Более того, многие стали бояться понятия "идео­ логия", которое у них ассоциируется с пролетарской (коммунистической) идеологией. Много лет в процес­ се перестройки говорили о деидеологизации учебно- воспитательного процесса в средних и высших учеб­ ных заведениях. И это правильно. Речь шла об отказе от узкого классового подхода в оценке общественно- политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране и за рубежом. У многих работников системы образования возникло ошибочное представление, что обществу, государству, системе образования идеология не нуж­ на. Это серьезное заблуждение. И одна из причин этого заблуждения заключается в том, что далеко не все понимают сущность понятия "идеология". Энциклопедический словарь дает четкое оп­ ределение: "Идеология (от "идея" и "логия") - сис­ тема политических, правовых, нравственных, рели­ гиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отноше­ ния людей к действительности” [2. С. 434]. Любой здравомыслящий человек понимает, что невозможно выработать иерархию духовно­ нравственных ценностей общества, если мы не бу­ дем осознанно, целеустремленно решать идеологи­ ческие проблемы. Другое дело, что в огромной мно­ гонациональной и многоконфессиональной стране в переходный период, когда над Россией довлеет груз серьезных ошибок, десятилетиями допускавшихся руководством страны и до революции, и в совет­ ское, и постсоветское время, делать это исключи­ тельно сложно и трудно. Но этим надо заниматься. За нас, самих граждан России, общероссийскую идеологию не выработает никто. Не помогут "доб­ рые дяди" из Америки и Европы. Пора понять, что мы хлебнули немало бед от слепого следования подсказкам зарубежных "доброжелателей". Идеология - часть духовной жизни общества, ее элемент, подчиняется ее законам. Ее нормальное развитие в обществе возможно только в единстве духовно-культурных процессов, происходящих как в рамках данной страны, так и всей мировой куль­ туры, ее прошлого и настоящего. Всякий отрыв идеологии от духовной культуры народа, цивилиза­ ции, всякое насилие над "всеобщим интеллектом" общества, его культурой, наукой, историческими традициями неизбежно ведет к кризису идеологии и, как следствие, к социально-экономическому и поли­ тическому кризису общества. "Общество без идеологии, - считает социолог И. В. Бестужев-Лада, - страшное общество. Это об­ щество, когда, по Достоевскому, "все дозволено", когда повальное воровство всеми и всегда, сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь про­ износится как нечто само собой разумеющееся везде и всюду, в том числе с самых высоких государст­ венных трибун (с последующими скандальными разоблачениями в печати); когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жиз­ ни, как, скажем, приветствие и комплимент. Это общество тотальной дизинтеллектуали- зации, когда инженер, педагог, врач не отличаются по образу мыслей и манере выражать их от опус­ тившегося пьяницы, бродяги, когда даже выдаю­ щийся ученый или писатель, художник, артист в повседневной жизни может ничем не отличаться от чернорабочего, завсегдатая пивной. Короче говоря, продукт систематического оболванивания из поко­ ления в поколение. Это общество тотальной психопатологиза- ции, всеобщего взаимного остервенения, когда лю­ ди в общественных местах, на работе, дома беспри­ чинно кидаются друг на друга, как злые собаки... Почему?... Такова совокупная конечная цена при­ нудительной идеологии" [1. С. 39-40]. Существует и другое мнение: "В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке но­ вой государственной идеологии. Но всякая идеология - это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стре­ мятся навязать другим в качестве господствующих идейных ценностных ориентаций. Создание и насаждение какой-либо государ­ ственной идеологии - это стремление сформировать какую-то единую идеологическую платформу, что в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz