Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.
В В. Дранишников ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ______ 7 не 1939-1945 гг. На странице большого формата (19/25 см) размещено 6 цветных рисунков, которые заняли более половины ее площади. Назову их: "Бомбарди ровка Лондона", "Немецкие войска вступают в Па риж", карта "Юго-восточная Азия" (с частью террито рии СССР), карта "Европа 1942 года" (с частью грани цы Восточного фронта без Кольского полуострова), "Самолеты (английский, немецкий)" и "Американские танки на Тихоокеанском побережье". Нет ни одной иллюстрации, посвященной Великой Отечественной войне. Текст рассказывает в основном о наших союз никах. Есть несколько предложений о Восточном фронте и СССР. Так как они небольшие, я приведу их полностью: "...Опасаясь внезапного нападения со сто роны русских, Гитлер вторгся в Советский Союз в июне 1941 года"; "...Союзники одерживают важные победы под Эль-Аламейном в Египте (1942) и Сталин градом (1943)"; "В начале 1945 года японцы также потерпели ряд тяжелых поражений на Дальнем Восто ке" [13. С. 106]. И это все! Издание книг для школьников, где искажает ся история государства российского, принижается вклад наших ученых, деятелей искусства, культуры - это тоже разновидность духовного предательства и хорошо продуманная политика. Я напомню прописные истины для старших поколений о том, как руководители США и Англии оценивали Сталинградскую битву в годы военного сотрудничества. В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании У. Черчиль пере дал советской делегации почетный меч - дар короля Великобритании Георга VI гражданам Сталинграда как знак восхищения их мужеством и в ознаменова ние победы над фашистскими захватчиками. В мае 1944 года президент США Ф. Рузвельт прислал гра моту, в которой писал: "От имени народа Соединен ных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых, во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии" [4. С. 229]. В ходе сложных социально-экономических и идеологических процессов, происходящих в России, изменилась и иерархия духовно-нравственных цен ностей. И здесь происходит процесс девальвации традиционных, святых для россиян понятий, таких как "патриотизм", "долг", "честь", "совестливость” и др. Этот процесс тоже происходит не стихийно. В 2001 г. была издана "Энциклопедия афо ризмов (мысль в слове)" - большая книга объемом 720 страниц. Только перечень тем, которые раскры вает составитель, занимает целых 15 страниц. Одна ко понятию "патриотизм" отводится лишь одна страничка. Но и это не главное. Любопытен отбор материала по теме. Читаем: "Патриотизм - послед нее убежище подлеца" (С. Джонсон); "...Никогда не будет в мире покоя, пока вы не выколотите патрио тизм из человеческого рода" (Б. Шоу). Особое место в этом разделе книги в ряду ве ликих мыслителей занимают высказывания теле журналиста В. Шендеровича. Процитирую лишь одну из четырех "мудрых мыслей": "Патриот и ста до неразделимы. Стадо это можно назвать коллек тивом, можно - племенем, можно, для пущей тор жественности, даже народом, но звук почему-то все равно выходит гортанный. Больше похожий на бое вой клич" [14. С. 373]. Мне могут возразить: "А чем вы, собственно, недовольны? У нас в стране, слава Богу, плюрализм мнений, свобода слова!" У меня нет никаких претензий к тому, как В.Шендерович относится к патриотизму и вообще к России. Это его личное дело. Меня совершенно не волнует и то обстоятельство, что он рассуждает на уровне представлений: в одной куче перемешаны совершенно разные понятия: "патриот", "коллектив", "стадо", "народ". Здесь нет предмета для дискуссии. Но как гражданин России и преподаватель педагоги ческого университета я возмущен тем, что обыва тельские рассуждения попали в книгу мудрости, а значит, являются духовным ориентиром для тех, кто ищет истину. Возникает закономерный вопрос: "Ка кими критериями руководствовался составитель Э. Борохов, выбирая высказывания известных людей для этого раздела книги? Почему из тысяч прекрас ных мудрых мыслей великих российских философов, деятелей литературы и искусства, полководцев, госу дарственных и общественных деятелей он выбрал именно эти? Случайно? Думаю, что нет. Эти приме ры - повод дня серьезного размышления... И в заключение два любопытных документа, опубликованных в американской прессе в связи с действующим там законом о рассекречивании прави тельственных секретных документов по истечении определенного времени. Небезызвестный политиче ский деятель 3. Бжезинский после окончания Второй мировой войны разработал концепцию третьей миро вой войны, войны особого рода, идеологической вой ны, где главным противником был СССР. Главное ее содержание раскрыл А. Даллес в докладе на закрытом заседании Сената США в 1945 годы: "...Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Посеяв... хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой Рос сии" [7. С. 107-108]. Через 50 лет президент Б. Клинтон на закры том совещании Объединенного комитета начальни ков штабов от 25 октября 1995 года с упоением от метил: "...Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала пра вильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz