Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.

В В. Дранишников ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ______ 7 не 1939-1945 гг. На странице большого формата (19/25 см) размещено 6 цветных рисунков, которые заняли более половины ее площади. Назову их: "Бомбарди­ ровка Лондона", "Немецкие войска вступают в Па­ риж", карта "Юго-восточная Азия" (с частью террито­ рии СССР), карта "Европа 1942 года" (с частью грани­ цы Восточного фронта без Кольского полуострова), "Самолеты (английский, немецкий)" и "Американские танки на Тихоокеанском побережье". Нет ни одной иллюстрации, посвященной Великой Отечественной войне. Текст рассказывает в основном о наших союз­ никах. Есть несколько предложений о Восточном фронте и СССР. Так как они небольшие, я приведу их полностью: "...Опасаясь внезапного нападения со сто­ роны русских, Гитлер вторгся в Советский Союз в июне 1941 года"; "...Союзники одерживают важные победы под Эль-Аламейном в Египте (1942) и Сталин­ градом (1943)"; "В начале 1945 года японцы также потерпели ряд тяжелых поражений на Дальнем Восто­ ке" [13. С. 106]. И это все! Издание книг для школьников, где искажает­ ся история государства российского, принижается вклад наших ученых, деятелей искусства, культуры - это тоже разновидность духовного предательства и хорошо продуманная политика. Я напомню прописные истины для старших поколений о том, как руководители США и Англии оценивали Сталинградскую битву в годы военного сотрудничества. В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране премьер-министр Великобритании У. Черчиль пере­ дал советской делегации почетный меч - дар короля Великобритании Георга VI гражданам Сталинграда как знак восхищения их мужеством и в ознаменова­ ние победы над фашистскими захватчиками. В мае 1944 года президент США Ф. Рузвельт прислал гра­ моту, в которой писал: "От имени народа Соединен­ ных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых, во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии" [4. С. 229]. В ходе сложных социально-экономических и идеологических процессов, происходящих в России, изменилась и иерархия духовно-нравственных цен­ ностей. И здесь происходит процесс девальвации традиционных, святых для россиян понятий, таких как "патриотизм", "долг", "честь", "совестливость” и др. Этот процесс тоже происходит не стихийно. В 2001 г. была издана "Энциклопедия афо­ ризмов (мысль в слове)" - большая книга объемом 720 страниц. Только перечень тем, которые раскры­ вает составитель, занимает целых 15 страниц. Одна­ ко понятию "патриотизм" отводится лишь одна страничка. Но и это не главное. Любопытен отбор материала по теме. Читаем: "Патриотизм - послед­ нее убежище подлеца" (С. Джонсон); "...Никогда не будет в мире покоя, пока вы не выколотите патрио­ тизм из человеческого рода" (Б. Шоу). Особое место в этом разделе книги в ряду ве­ ликих мыслителей занимают высказывания теле­ журналиста В. Шендеровича. Процитирую лишь одну из четырех "мудрых мыслей": "Патриот и ста­ до неразделимы. Стадо это можно назвать коллек­ тивом, можно - племенем, можно, для пущей тор­ жественности, даже народом, но звук почему-то все равно выходит гортанный. Больше похожий на бое­ вой клич" [14. С. 373]. Мне могут возразить: "А чем вы, собственно, недовольны? У нас в стране, слава Богу, плюрализм мнений, свобода слова!" У меня нет никаких претензий к тому, как В.Шендерович относится к патриотизму и вообще к России. Это его личное дело. Меня совершенно не волнует и то обстоятельство, что он рассуждает на уровне представлений: в одной куче перемешаны совершенно разные понятия: "патриот", "коллектив", "стадо", "народ". Здесь нет предмета для дискуссии. Но как гражданин России и преподаватель педагоги­ ческого университета я возмущен тем, что обыва­ тельские рассуждения попали в книгу мудрости, а значит, являются духовным ориентиром для тех, кто ищет истину. Возникает закономерный вопрос: "Ка­ кими критериями руководствовался составитель Э. Борохов, выбирая высказывания известных людей для этого раздела книги? Почему из тысяч прекрас­ ных мудрых мыслей великих российских философов, деятелей литературы и искусства, полководцев, госу­ дарственных и общественных деятелей он выбрал именно эти? Случайно? Думаю, что нет. Эти приме­ ры - повод дня серьезного размышления... И в заключение два любопытных документа, опубликованных в американской прессе в связи с действующим там законом о рассекречивании прави­ тельственных секретных документов по истечении определенного времени. Небезызвестный политиче­ ский деятель 3. Бжезинский после окончания Второй мировой войны разработал концепцию третьей миро­ вой войны, войны особого рода, идеологической вой­ ны, где главным противником был СССР. Главное ее содержание раскрыл А. Даллес в докладе на закрытом заседании Сената США в 1945 годы: "...Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Посеяв... хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой Рос­ сии" [7. С. 107-108]. Через 50 лет президент Б. Клинтон на закры­ том совещании Объединенного комитета начальни­ ков штабов от 25 октября 1995 года с упоением от­ метил: "...Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала пра­ вильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz