Дранишников, В. В. «Это был очень демократичный человек...» : [памяти Э. К. Лявданского] // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 66-68.

В. В. Драншшшков «ЭТО БЫЛ ОЧЕНЬ ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК...» 67 эстет). В связи с этим у меня вопрос. Он подошел к книжному шкафу, достал учебное пособие А. А. Киселева для учеников старших классов Мурманской области «История родного края», по которому я уже год работал, выдержал паузу и, улыбаясь, спросил: «Вячеслав Васильевич, а вот такую книгу вы смогли бы написать?» Я замялся с ответом. Дело в том, что в 70-80-е годы авторитет Алексея Алексеевича как историка-краеведа был непререкаемый. Ежегодно он издавая книги, все местные газеты «пестрели» его статьями. Важным было идругое: А. А. Киселев заведовал кафедрой истории СССР, был членом Мурманского обкома партии, возглавлял научное общество «Знание» (мурманское отделение) и имел другие ответственные общественные поручения. Сначала я хотел ответить откровенно: «Могу'! История Кольского края уже хорошо изучена, а, как учитель, я знаю, не только возрастные, психологические, познавательные особенности школьников среднего и старшего возраста, но и умею отбирать, систематизировать материал с учетом программы школьного курса истории, спецификой внеклассной и внешкольной краеведческой работы по предмету». Однако подумал: «Такой ответ будет звучать нескромно». Поэтому сказал уклончиво: «Не знаю, но с удовольствием попробовал бы». Эдуард Константинович высказал мысль, которая актуальна исегодня, краеведческиеучебные пособия надо издавать после проведения конкурса авторских рукописей. Сначала следует разработать положение об объявлении конкурса на издание учебного пособия для школьников определенного возраста. Не только авторы, но и педагогическая общественность должна знать критерии, по которым определяется победитель. В конкурсе могут участвовать и отдельные авторы, и авторские коллективы. Для определения победителя следует создать экспертную комиссию из ученых, методистов, учителей, руководителей органов образования. Свои труды участники конкурса подписывают не фамилиями, а девизами. Тогда, во- первых, к работе над учебными пособиями можно привлечьталантливыхучителей-краеведов, иэто для них будет хорошим шансом проявить себя, а во- вторых, будет издана, действительно, лучшая рукопись. Вероятно, мы были друг другу симпатичны, потому что встречались очень часто. Первые годы работы в МГГШя активно занимался общественной деятельностью. Совместно с комитетом комсомола института организовывал шефство студентов над воинским захоронением в Долине Славы, ходил в походы по местам боев, на Терский берег; проводил слеты ветеранов 10-й гвардейской дивизии, которые приезжали в Мурманск с разных концов СССР. Приходилось постоянно обращаться к Э. К. Лявданскому, т. к. все финансовые и организационные вопросы решал ректор. Это был исключительно демократичный человек. В то время я был всего лишь ассистентом, но самая низшая вузовская должность не мешала мне в любое время, без предупреждения, входить в кабинет Эдуарда Константиновича. Все вопросы он решал сразу, давая четкий ответ «да» или «нет», подробно объясняя, почему он занимает такую позицию. При мне ректор снимал телефонную трубку и звонил в бухгалтерию, профсоюз, государственные и общественные организации, чтобы получить нужную информацию и найти возможность решить возникшую проблему. Было бы ошибкой считать, что мы с Эдуардом Константиновичем были единомышленниками во всех вопросах организации вузовской жизни, часто спорили и расходились, оставаясь на своих позициях. С моей точки зрения, Э. К. Лявданский недооценивал роль методистов-преподавателей в учебном процессе педагогического вуза. К некоторым преподавателям был несправедлив. Но особенно егораздражало военно-патриотическое воспитание. Это было для меня странным, т. к. ректор мальчишкой пережил ленинградскую блокаду. Эдуард Константинович любил повторять: «Военно-патриотическое воспитание - это форма милитаризации учебно-воспитательного процесса». Когда он приходил в вузовский музей, постоянно мне советовал: «Вячеслав Васильевич, дорогой, пожалуйста, уберите с глаз долой военные экспонаты. Мы говорим о мире, сотрудничестве, а у вас в музее на каждом шагу напоминания о войне. Над нами иностранцы смеются!». Я эмоционально отвечал: «Меня совершенно не волнует, что думают иностранцы, заходя в музей. Меня волнует отношение школьников и студентов к памяти, к истории войны, к ветеранам. Как я могу убрать военные экспонаты, которые собрали школьники в многодневных походах и пронесли в рюкзаках по бездорожью 20-30 километров. А это, между прочим, металл...». Э. К. Лявданского раздражала и военная терминология. «Почему, - задавал он очередной вопрос “на засыпку”, - стена называется “Ветераны педагогического груда Кольского края” ? Ведь правильнее использовать понятие “мастера” !». «Это не совсем так, Эдуард Константинович,- спорил я. На стенде портреты прекрасных учителей и организаторов народного образования Кольского края. Последние далеко не всегда были мастерами педагогического труда». Правда, в этом споре я пошел навстречу ректору изаменил название стенда Но больше всего я благодарен Э. К. Лявданскому за огромную помощь в создании музея «Народного образования Кольского края». Не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz