Дранишников, В. В. Интегративный факультативный курс «Кольский край» // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 36-42.

40 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Таким образом, краеведческий факультатив «синтетического» содержания не просто дает знания по истории Кольского края, школьному музееведению, источниковедению, туризму, но, прежде всего, создает условия для успешного формирования гражданственности школьников в процессе поисковой краеведческой деятельности, результативность которой обуславливается развитием мотивационной сферы детей, осознанием ими общественной значимости этой работы, педагогической инструментовкой, позволяющей учитывать во зрастны е , психологические особенности д етей , а такж е объективные потребности нашего региона. Программа интегративного краеведческого факультатива «Кольский край» для учащихся 8-11 классов рассчитана на 80 часов. Вводное занятие Знаком ство учащихся с задачами и особ енностям и факультативных занятий , с требованиями к его членам. Выступление лучших краеведов-старш еклассников с рассказами о краеведческих традициях школы, факультатива, музея, об успехах, интересных делах. Просмотр снятых на занятиях и в походах любительских видеофильмов о поисково-краеведческой работе. Осмотр специально подготовленной выставки о работе членов факультатива. Организационная работа: выбор старосты, согласование дня занятий, планирование работы и т. д. (2 ч ). I. Основы краеведения 1. Сущность, роль, значение краеведения, его формы , школь-ное краеведение (учебное и непрограммное), его цели, задачи (2 ч.). 2. Историческое краеведение (2 ч ). 3. Источники и материалы по истории родного края и м етодика их изучения: а) работа с архивными материалами (2 ч.), б) изучение археологических памятников (2 ч.); в) изучение этнографических источников(2 ч ); г) изучение топонимики края (2 ч ); д) устное -народное творчество края (2 ч.); е) изучение изобразительных источников (2 ч.), ж) нумизматика как источник изучения родного края (1 ч.). 4. Формы и методы изучения родного края. Краеведческая документация: а) организация и проведение операций «Поиск», «Память», «Забота» (2 ч.); б) участие в областном туристско-краеведческом движении «Отечество мое - Кольская земля» (2 ч ); в) работа по написанию истории школы (2 ч ); г) методика подготовки походов-экспедиций(2ч ). II. Музееведение 1. История музейного дела в России (2 ч ). 2 . Музеи и их задачи. Типы и профили музеев (2 ч.). 3. Фонды школьных музеев (4 ч ). 4. Экспозиционная работа (4 ч.). 5. Знакомство с документами: «Положение о школьном музее», «Положение о музейном фонде Союза ССР» (2 ч.). III. История Кольского края 1. Географическое положение края, рельеф, климат, растительный и животный мир (2 ч.). 2. Первобытнообщинный строй на Кольском полуострове (2 ч ). 3. Кольский край в период возникновения и развития феодализма: (2 ч.): а) заселение Терского берега русскими людьми; б) сдвиги в развитии саамского общества; в) культура русского населения в XVI—XVIII вв. 4. Кольский край в период разложения феодализма в России (4 ч.): а) хозяйственные занятия и быт трудящихся Кольского края (2 ч.); б) борьба жителей Кольского края с англо­ французскими захватчиками в годы Крымской войны (2 ч.). 5. Кольский край в эпоху капитализма (6 ч,): а) социально -экономическое развитие Кольского края в конце XIX и начале XX веков (2 ч.); б) классовая борьба и рост политического сознания трудящихся Кольского края в эпоху империализма (2 ч.) в) строительство ж елезной дороги на Кольском полуострове и основание города Мурманска (2 ч.). 6. Установление Советской власти на Мурмане (2 ч ). 7. Годы интервенции и гражданской войны (2 ч.). 8. «Размаха шаги саженьи» (довоенные пятилетки) (2 ч.). 9. Кольский край в годы Великой Отечественной войны (4 ч.). 10. Экономические и культурные достижения трудящихся Мурманской области в послевоенные пятилетки (2 ч.). 11 Наш край в годы перестройки (2ч.). 12. Проблемы экологии края: а) встречи с экологами , учены общественными деятелями , занимающимися решением экологических проблем Кольского края;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz