Дранишников, В. В. Интегративный факультативный курс «Кольский край» // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 36-42.

В, В. Дранишников ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «КОЛЬСКИЙ КРАЙ» 39 человеческого общения, общественно значимой деятельностью; - наметить ближние и дальние перспективы, выявить актив, начать работу по созданию своих краеведческих традиций; - подготовить школьников к поисковой деятельности в многодневных походах- экспедициях. На этом этапе особенно велика роль личности учителя и прежде всего на уроке: широкий кругозор, умение проблемно излагать материал, устанавливать межпредмегные связи, неординарно мыслить ит. д. Очень важен личный нравственный пример учителя, его увлеченность краеведением, бескоры стность, хорошие организаторские способности. На этом этапе происходит процесс изучения юных краеведов в ходе включенного наблюдения, изучения школьной документации, анкетирования и т. д. Без знания физических, познавательных, нравственных возм ож ностей школьников невозможно запланировать такие сложные формы воспитательной работы, как многодневные походы- экспедиции, шефство над ветеранами войны, инвалидами, проведение различных поисковых операций. Первый этап охватывает обычно первую четверть. Погодные условия Заполярья позволяют в это время без особой специальной подготовки проводить различные внешкольные мероприятия и, прежде всего, тренировочные походы, которые готовят старшеклассников к сложной поисковой деятельности. Второй этапфакультативных занятий начинается с осенних каникул, в которые организуется первый многодневный поход-экспедиция с конкретными поисковыми заданиями. Собранные краеведческие источники в этом и последующих походах становятся экспонатами музея и используются в учебно-воспитательном процессе всей школы. Очень важно рассматривать факультатив не только как форму внеурочной работы, но и как важнейшую форму духовного общения с детьми, где любой самый стеснительный ученик в доброж елательной обстановке может самовыражаться и самоутверждаться, получая очень ценный , необходимый опыт общения со сверстниками. Целесообразно создать традицию - приходить на факультатив за 30 минут до занятий, чтобы обсудить классные, школьные и областные краеведческие новости, поделиться успехами в своей работе, показать новые книги, материалы, предложить свои «идеи» по маршрутам предстоящих походов и т. д. Можно превратить Совет факультатива в орган руководства и школьным музеем , и всей краеведческой работой в школе, который имеет ряд преимуществ по сравнению с выборными и назначенными Советами музеев: - постоянность и систематичность работы этого органа самоуправления обеспечена систематичностью занятий факультатива (два раза в неделю); - на факультативе нет случайных людей, для этих ребят краеведение - главное увлечение, любимое дело; - члены факультатива, получая необходимые знания по истории края, школьному краеведению, музееведению и туризму, а также практические навыки музейной работы , являются для всех остальных ребят специалистами . Отсюда заслуженный авторитет и уважение в классе и школе, а значит, высокая работоспособность этого органа самоуправления; - краеведческий факультатив - это еще и союз единомышленников, у которых есть свой устав, гимн, «Положение о правах и обязанностях экскурсоводов и дежурных музея» и другие самодеятельные документы; Опираясь на исследования Л. И. Божович, 3. И. Васильевой, В В. Котова, X. И. Лийметс, Е. С. Махлах, М. Г. Морозовой, В. А. Синицкой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, мы разработали инструментовку общения в процессе решения познавательных задач на факультативных занятиях. Она включала: - постановку познавательной задачи как общей, коллективной, общественно значимой; - создание приподнятого эмоционального настроя в процессе познавательной деятельности; - организацию в процессе познавательной деятельности взаимопомощи и взаимоподдержки; - вовлечение краеведов в коллективный поиск в процессе выполнения познавательного задания; - своевременную объективную оценку коллективного труда с упором на нравственно­ ценные стороны познавательной деятельности. Чтобы не допустить однообразия в проведении краеведческого факультатива, каждое двухчасовое задание включает в себя три разнородных вопроса и различные формы работы. Например, первый вопрос по истории края - «Первобытнообщинный строй на Кольском полуострове», второй связан с историческими источниками - «Археологические памятники края». И, наконец, - практическая работа в музее по обновлению экспозиции «Наш край в древности» (изготовление макетов «сейдов», «лабиринтов», под готовка экскурсии к Кандалакшскому лабиринту). Включение в каждое занятие практической работы по оформлению музея и работы над изучением источника не только позволяет умело сочетать теорию с практикой, но и разнообразить формы работы, а главное, налицо был виден результат деятельности - успешная «жизнь» музея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz